Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
47 культура В Е Р Н И С А Ж года супруга Бунина делает запись в своём дневнике: «У нас Пётр Алексан- дрович. Он приехал из Вены. Матери- ально ему очень тяжело». Нилус часто упоминает в письмах того периода, что вынужден обращаться к технике аква- рели, «так как масло не по карману». В картинной галерее представлено не- сколько картин, где с обратной сторо- ны тоже есть рисунки – красноречивая иллюстрация отчаяния того периода. И тем не менее во Франции со временемНилус чувствует себя всё увереннее. Его постепенно начинают ценить в парижском художественном сообществе, считают за «своего». До наших дней дошло высказывание одного критика, который на- зывает Петра Александровича «молодым французским ху- дожником», что само по себе удивительно, так как тогда Ни- лус был уже в солидном возрас- те и с не менее солидным багажом за плечами. В 1920–1930-е создавал картины, наве- янные образами XIX века, символико- романтические пейзажи: триптихи «На берегу моря» (1923), «У фонтана», «Ночной разговор» (оба – 1924). Писал пейзажиПарижа и натюрморты. С 1924 по 1932 год следует целая череда персо- нальных выставок в парижских галере- ях. Акварель «Концерт» (1921–1922) и картина «Натюрморт на столе» (1932) были приобретены для Люксембург- ского музея Парижа. Продолжал Пётр Александрович и изыскания в прозе, печатался в рус- ских изданиях «Общее дело» (1920), «Сполохи» (1922), «Иллюстрирован- ная Россия» (1931). Кроме того, писал в журнале «Зелёная палочка». Уча- ствовал в благотворительных акциях, жертвуя свои картины в пользу Поли- тического Красного Креста, Объеди- нения русских адвокатов, Комитета помощи русским писателям и учёным, Общества русских врачей имени Меч- никова. Был дружен с Куприным и Кандинским, продолжал тесно об- щаться с Буниным. В 1933 году стал членом секции художников Союза де- ятелей русского искусства во Фран- ции. А потом в Европу пришла война. Кар- тины, написанные в оккупированном Париже, – как предвестие собственно- го конца. Необыкновенно светлые и лучистые. Но при этом – с нотой неиз- бывной печали. Сразу выделяющееся на выставке в картинной галерее (во втором зале) своей яркостьюполотно – весенний пейзаж с видом французской столицы («Шоссе де ляМюэтт»). Слева в нижнем углу как бы за раму идёт че- ловек в шляпе и плаще. Идёт себе и идёт. Но именно в таком образе худож- ника как-то на портрете запечатлел его друг-живописец. Этот парижский холст 1942 года – один из последних, сотво- рённых Нилусом. Вглядитесь в него внимательнее. В 1943 году Петра Алек- сандровича Нилуса не станет. Память Наследница русского художника Ва- лентина Лазаревна Голубовская сумела надёжно уберечь всё, что осталось от работы Нилуса в Париже. Часть была передана на хранение в музеи Киева и Одессы. Условием того, что семьдесят три работы отправятся в дар воронеж- скому музею имени Крамского, было издание каталога с этими картинами. Волю Голубовской можно считать ис- полненной, так как в 2011 году в Воро- неже увидел свет восхитительный фо- лиант с одной из самых подробных биографических справок и коммента- риями. До 22 февраля двадцать пять лучших произведений парижского пе- риода вы сможете посмотреть в Об- ластной картинной галерее. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) «Синяя ваза с белыми цветами». 1930 г. «Шоссе де ля Мюэтт». 1942 г. ООО «Липецкрыба-Производство». Реклама
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz