Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

46 культура В Е Р Н И С А Ж № 2 (176), 16 – 22 января 2012 г. которое ему подарил будущий Нобе- левский лауреат. Художник известен как один из организаторов созданного в 1897 году Литературно-художест- венного общества. Регулярно выступал в «Одесских новостях» (1900-е), затем в «Одесском листке» (1912–1917) с об- зорами русских и зарубежных выста- вок, мыслями по вопросам современ- ного искусства, художественного пре- подавания и музейного дела. Участво- вал в литературных сборниках: «Наши вечера» (Одесса, 1903), «Литературно- художественный сборник в пользу ев- рейских детей, осиротевших и обездо- ленных во время еврейского погрома в Одессе», «Слово», «Друкарь», был редактором-издателем сатирического журнала «Звон». Выпустил несколько книг рассказов. Летом 1915 года провёл в Одесском литературно-художест- венном обществе большую персональ- ную выставку, сбор от которой посту- пил в пользу беженцев из западных гу- берний. Тем не менее в эпистолярном жанре Пётр Нилус преуспел больше, чем в су- губо литературном. Известна его пере- писка с Иваном Буниным, сохранилось свыше ста писем Петра Александрови- ча к Ивану Алексеевичу. Любопытно, что установившаяся ещё в Одессе их связь в эмиграции даже укрепилась: в первые, самые тяжёлые годы в одном доме в Париже жили Бунины, Купри- ны, Нилусы. Знаменитый одесский летописец и обо- зреватель местного листка Александр де Рибас (потомок того самого адмира- ла Иосифа де Рибаса – основателя «лучшей жемчужины в российской ко- роне») называл Нилуса «лучшим сы- ном Одессы». «Кто не знает Петра Александровича? – пишет де Рибас. – Его знают все! Вы увидите его на сту- пеньках кафе, в летней ротонде, на бе- регу моря – этот человек всегда с каран- дашом. Он тот, кто за одну акацию на Херсонской улице продаст все осталь- ные в мире». Строки относятся к 1910-м годам – золотому одесскому пе- риоду в жизни Нилуса. Но 1917 год всё поменял. Смута революции и отчаяние эмиграции Тучи начали сгущаться над головой, а в голове художника воцарились тягост- ные раздумья. Приход большевиков Пётр Александрович принял благо- склонно, ведь красные обещали актив- но способствовать развитию науки и культуры. Нилус надеялся использо- вать новую власть в своих целях и по- шёл на сотрудничество. Целый цикл картин под общим названием «Мани- фестации» художник создал на рево- люционные сюжеты. В 1917–1919 годах участвовал в реорганизации Одесского художественного училища и в создании одесского Союза пластических ис- кусств, был избран председателем по- следнего, а также депутатом горсовета от трудовой интеллигенции (март 1918 г.). В июле 1919 года участвовал в 1-й Народной выставке картин, плака- тов, вывесок и детского творчества в Городском музее изящных искусств. В ту пору Нилус обитал на верхнем этаже дома на Княжеской улице. Там же про- вели последние месяцы перед эмигра- цией Бунины. Категоричный Иван Бунин раскрити- ковал либерального товарища: «Что же ты, Петя… Красному вождю и белой ко- сти? Нельзя так! Уж если нечего есть, так служи где-нибудь писцом или чем хочешь, но отдавать им самое дорогое – никогда!». Бунин был известен своими негативными настроениями и выска- зываниями в адрес большевиков. Чем в итоге и навлёк на себя совершенно ре- альную опасность самой жестокой рас- платы. В повести «Трава забвения» Ва- лентин Катаев рассказывает о неверо- ятных усилиях, предпринятых Нилу- сом, чтобы защитить Ивана Алек- сеевича: «…Бунин уже настолько ском- прометировал себя своими контр- революционными взглядами, которых, кстати, не скрывал, что его могли за- просто расстрелять и, наверное бы, расстреляли, если бы не его старинный друг одесский художник Нилус». Пётр Александрович телеграфировал в Мо- скву Луначарскому, чуть ли не на коле- нях заклинал председателя местного ревкома и в итоге добился получения особой «охранной грамоты» на жизнь, имущество и личную неприкосновен- ность академика Бунина. Хитрым ма- нёвром удалось избежать «уплотнения пролетариатом» особняка, где жили и Нилус, и Бунины. В доме на Княжеской улице открылась «Художественная неореалистическая школа». Однако спустя некоторое время, когда Одесса была разорена и поставлена на колени, революционная романтика сменилась горьким прозрением. Крат- косрочно успела поменяться и расста- новка сил в городе с приходом отрядов Добровольческой армии Деникина. Нилус выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Чем окончательно и бесповоротно подпи- сал себе приговор. И вот 24 декабря па- роход «Витязь» увозит бросившего всё – картины, обширную коллекцию жи- вописи, икон и антиквариата – худож- ника в болгарский порт Варна. Бунин всё ещё не решался на отъезд. А тем временем осенью 1920 года Пётр Алек- сандрович оказывается в Софии, ян- варь 1921-го застаёт его в Вене, весною – он уже в Бадене, а потом в 1922-1923 годах оседает в Югославии. Лишь к концу 1923 года Нилус окончательно перебирается в Париж. 1 января 1924 «Фруктовый сад весной». 1938 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz