Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
45 культура В Е Р Н И С А Ж № 2 (176), 16 – 22 января 2012 г. поэтому видится любопытным подроб- нее остановиться на жизнеописании. Рассказ будет захватывающим, не со- мневайтесь. Безусловно, блестящий художник, спо- собный литератор, яркий обществен- ный деятель, знаток мирового искус- ства, антиквариата и музыки, сложись судьба его иначе, Пётр Александрович Нилус мог бы стать для Россиифигурой, сопоставимой по масштабу с Алексан- дром Бенуа. Но, как и многие свидетели той смутной эпохи, оставив Россию за бортом отплывающего на чужбину те- плохода, Нилус сам фактически остался за бортом истории своей страны. Не для каждого таланта Академия хороша Родился Пётр Александрович в 1869 году в селе Бушены Балтского уезда Подольской губернии (ныне Хмель- ницкая область Украины). Примеча- тельный факт: дед мальчика был гене- ралом, снискавшим героическую воен- ную славу в боях войны 1812 года. С семи лет Пётр жил в Одессе, воспиты- ваясь в семье от- чима, дворянина Александра Бог- дановича Нилуса, по ходатайству которого Высо- чайшим повеле- нием ему было разрешено при- нять фамилию Нилус. На худо- жественную стезю ступил в 1883 году, обучаясь в Одесской рисо- вальной школе у известного живо- писца Кириака Костанди. Спустя годы в 1910-м Ни- л у с н а п ише т : «Лучший одес- ский художник- пейзажист. Кири- ак Костанди – наша х удоже - с т в е н н а я с о - весть». Костанди основал Товари- щество южнорус- ских художников (ТЮРХ), давшее мощный стимул украинскому ис- кусству («младший брат» знаменитого Товарищества передвижных художе- ственных выставок). Южнорусский стиль очень отличался от того, что де- лали в Санкт-Петербурге и Москве. Очень много внимания уделялось све- ту, цвету, это были своего рода после- дователи итальянских мастеров. После окончания школы Костанди Пётр от- правляется в город на Неве, где с лёгко- стьюпоступает в Академию художеств. Однако Нилус покидает её стены, не проучившись и года. Совершил столь смелый поступок молодой художник по совету своего наставника и большо- го авторитета — Ильи Ефимовича Ре- пина, который считал, что «не для каж- дого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует». Пётр возвращается в Одессу, чтобы начать работать самостоятельно. Репин про- должал участвовать в судьбе своего по- допечного, помогая организовывать выставки. Впоследствии, когда Нилус уже обосновался во Франции, преста- релый Илья Ефимович писал Куприну из Финляндии: «За Петра Александро- вича Нилуса радуюсь. В Париже нам редко кому счастливится». Золотой одесский период В 1890 году полный надежд Нилус ста- новится членом ТЮРХ и до 1919 года участвует почти во всех выставках объ- единения. В 1893 году заступает на должность секретаря Правления. С 1891 года участвовал также в выставках ТПХВ (член ТПХВ с 1899 г.). В 1890-е бывал в Германии, Австрии и Италии, посещал Париж, где познакомился с импрессионизмом, оказавшим значи- тельное влияние на его художествен- ные воззрения. Собственно, использо- вание импрессионистских приёмов видно уже в 1890–1900-е, когда Пётр Александрович писал элегические пей- зажи и небольшие жанровые картины в передвижнической манере. Множество произведений посвящено Одессе. В эмиграции на картинах явно просма- триваются ностальгические черномор- ские мотивы. Живя в Париже, Нилус всегда стремился к «водной провин- ции». Марина – его стихия, в экспози- ции в картинной галерее есть несколь- ко холстов, красноречиво об этом сви- детельствующих. Одни из наиболее из- вестных работ мастера – портреты Антона Павловича Чехова (1902– 1904) и Ивана Алексеевича Бунина (1917). С последним Нилус познако- мился в 1898 году, и в дальнейшем их связывала многолетняя дружба, про- должавшаяся и на чужбине. Одно из прекраснейших стихотворений «Оди- ночество» поэт посвятил своему другу- художнику. Строки были навеяны од- ноимённой картиной Петра Алексан- дровича. И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно... В свою очередь Пётр Александрович обращает к Бунину повесть «На берегу моря». О дружбе двух великих стоит рассказать отдельно. Возвращаясь к са- мому началу статьи, уверен, вы уже до- гадались, почему наследница художни- ка передала часть его фондов именно в Воронеж. Правильно, в знак памяти о дружеских отношениях Нилуса и Буни- на. Но не будем отвлекаться. Не в послед- нюю очередь своими литературными опусами Нилус обязан вдохновению, «Встреча в парке». 1925 г. «Порт». 1929 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz