Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

23 Фото Николая ЧЕРКАСОВА Б И З Н Е С экономика № 20-21 (194-195), 21 – 27 мая 2012 г. П редпринимательство, ры- ночная экономика, десятки и сотни лет назад ставшие ос- новой экономического раз- вития ведущих стран мира, после длительного перерыва получили право на существование и у нас. Случи- лось это ровно 25 лет назад, 26 мая 1987 года, когда первым – и последним – Президентом СССР был подписан За- кон «О кооперативах», разрешающий предпринимательскую деятельность. Так что не случайно именно эта май- ская дата стала официальным Днём российского предпринимателя и… по- водом для встречи корреспондента журнала «Итоги недели» и президен- та Липецкой торгово-промышлен- ной палаты Анатолия ГОЛЬЦОВА. – Анатолий Васильевич, не секрет, что четвертьвековой давности указ прези- дента дал прежде всего импульс разви- тию малого бизнеса. Может быть, подве- дём очередные итоги? – Малый бизнес региона – это более 11,8 тысячи мини- и 136 средних пред- приятий, свыше 33,4 тысячи индивиду- альных предпринимателей и около 170 тысяч занятых. Возможно, кто-то уви- дит здесь лишь голые цифры. Но за ними – решение сложнейшей пробле- мы, до предела обострившейся в кри- зисные и последующие годы. Именно этот сектор экономики объективно га- сит социальную напряжённость в об- ществе, создаёт дополнительные рабо- чие места, более эффективно использу- ет творческие способности людей. Бла- годаря малому бизнесу у нас в области едва ли не самая низкая в стране заре- гистрированная безработица. Более того, мини- и микропредприятия и се- годня предлагают достаточно широкий спектр вакансий. В результате ситуация на рынке труда достаточно спокойная. – Однако специалисты говорят, что вос- требованы в основном продавцы, то есть малый и средний бизнес продолжает от- давать предпочтение непроизводствен- ным видам деятельности. Это так? – Безусловно. И это общемировая тен- денция. Малый бизнес ориентирован в первую очередь на потребительский рынок, и наш – не исключение. В сфере бытовых услуг его доля составляет поч- ти 90 процентов. Общественное пита- ние: на 80 процентов – это малые пред- приятия. Доля мини-бизнеса в оптовой и розничной торговле – соответствен- но 48 и 59 процентов. Тем не менее в 2011 году отмечен рост удельного веса малого предпринимательства и в ре- альном секторе экономики. Почему он всё-таки менее популярен, чем другие отрасли? Да всё просто. Бизнес идёт туда, где не требуется огромных старто- вых затрат, где заработать легче, где проще получить какую-то финансовую поддержку. Не будем сбрасывать со счетов и традиции. Своеобразной ви- зитной карточкой советской экономи- ки стали предприятия-гиганты: Маг- нитка, ГАЗ, Уралмаш. Да, в Италии тоже есть ФИАТ, но промышленную погоду там, в любом случае, делают и тысячи малых компаний. И это обще- европейская практика. Липецкие биз- несмены и управленцы, бывавшие в итальянской области Марке, с которой особенно тесно сотрудничает нашреги- он, могли убедиться в этом: никаких ги- гантов. Десятки и сотни небольших фирм, поставляющих все необходимые компоненты на сборочные заводы, вы- пускающие холодильники да и любую другую продукцию. – Доля малого и среднего бизнеса в вало- вом внутреннем продукте стран Европы составляет от 50 до 70 процентов, в на- шем же регионе при огромном количе- стве занятых доля мини-компаний в ВРП достигла в прошлом году лишь 8,4 про- цента. – Россия пока действительно отстаёт от развитых стран Европы, США и Япо- нии по большинству параметров раз- вития малого предпринимательства. И весьма значительно. Но за рубежом со- День предпринимателя: маленький юбилей В пятый раз отметят свой профессиональный праздник представители бизнеса. Для России, где ещё сравнительно недавно частная инициатива была деянием уголовно наказуемым, это событие – знаковое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz