Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

43 культура Д У Ш А Р О С С И И № 2 (176), 16 – 22 января 2012 г. – Музыкальным инструментом игруш- ка, конечно, быть не может, но вот свистком – да. Считалось, что свисток отпугивает злых духов. У всех игрушек – индивидуальный тон. Ещё одно отли- чие от всех прочих. Дымковская игруш- ка – немая. А у нас всё звучит! И Рома- нушка, и упряжка, и птичка, и даже па- ровоз! – Игрушка с секретом! Как вы сами считае- те, а это вообще-то игрушка или некий де- коративный элемент крестьянского быта? – Зависит от размера. Маленькие фи- гурки рассчитаны для игры, побольше – для подарка, украшения жилища, в качестве сувенира, который можно было увезти отсюда на память. – У меня романовская игрушка почему-то ассоциируется с советской мультиплика- цией. А у вас? –Мои произведения соотносятся един- ственно с теми изваяниями, которые лепили старые мастера. Стараюсь не уходить от этого. Восприятие тех или иных образов не должно меняться, важно держать это в голове. Объясню. Лепишь, скажем, индюка. А индюк в старорусской традиции считался обе- регом. Его привязывали к колыбели ре- бёнка, чтобы отгонял злых духов. Я близко воспринимаю такие вещи и ду- маю о них в процессе творчества. Вооб- ще, может показаться, что игрушка – это просто, незамысловато, примитив- но. Но стоит погрузиться в неё, и от- крываются такие нюансы, о которых даже не подозревал. – Вы имеете в виду детали, присущие изобразительной стороне, или смысло- вые моменты? – Понимаете, это народное искусство – не изобразительное. Скорее, это осо- бенности формирования каких-то от- дельных деталей. Просто хочется мак- симально приблизиться к оригиналу, к старой игрушке. Ведь так же неспроста делали! Этому учишься всю жизнь! С лова учителя подхватывают его последовательницы. Они уже по многу лет занимаются лепкой, но не считают, что достигли высот истин- ного мастерства. Сразу вспоминаются средневековые художественные ма- стерские, где именитый живописец или иконописец брал к себе молодёжь даже не в качестве учеников, а подмастерьев – чтобы показать своё искусство с са- мых азов. – Девчонки занимаются со школы, – подтверждает Виктор Васильевич. – Если хочешь достигнуть вершин ма- стерства, важно перенимать опыт у ста- рожилов. Можно нахвататься «по вер- хам» и делать сувениры, кичевые поделки. Но если претендуешь на се- рьёзную работу, надо много и усердно заниматься. Так было и со мной, когда я попал к Гункину. А ведь начиналось всё с черепков, найденных на огороде. Простой интерес… А оказалось – Все- ленная. Знаете, как говорили романов- ские мастера? Мы горшками рук не ма- зали. Понимаете? Они уже тогда вполне серьёзно относились к тому, чем зани- маются. Неотъемлемой частью духа романовской игрушки, повторюсь, я считаю то, что она из этих мест. Здесь она родилась и здесь продолжает жить. Важно чувствовать свою сопричаст- ность земле. Это помогает творить. . Роман ХОМУТСКИЙ, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) Виктор МАРКИН: А у нас всё звучит! И Романушка, и упряжка, и птичка, и даже паровоз!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz