Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
42 культура Д У Ш А Р О С С И И № 2 (176), 16 – 22 января 2012 г. совместным усилиям романовская игрушка стала узнаваемым липецким брэндом. – А самые популярные композиции в ро- мановской игрушке какие? – Их порядка восьмидесяти. Узнавае- мый сюжет – упряжка в одного коня. Такую композицию не встретишь ни в какой другой школе. Если говорить о стержневых отличиях от всех прочих, то стоит упомянуть монументальность, сдержанность романовской игрушки. Она передаёт характер именно нашей местности. Город Романов издревле на- селяли казаки – в романовской игруш- ке масса сюжетов, связанных с казаче- ством. Самая знаменитая наша фигурка – женщина Романушка – одета в каза- чье убранство. Или другой образ. В 1805 году был учреждён липецкий ку- рорт, и в эти края потянулись люди. Мастера игрушки немедленно отклик- нулись – появляются образы бары- шень. – То есть, это связано с передачей кон- кретных элементов быта наших предков? – Да, верно. Всё это было присуще предшествующим поколениям жите- лей наших земель. С точки зрения изу- чения наследия казачьей культуры, историки проявляют к романовской игрушке огромный интерес. Традиции, которым верны Мы продолжаем дискутировать об осо- бенностях и тонкостях старого рома- новского стиля. Интересуемся у масте- ра Маркина: – Вы и ваши последователи подхватили почти ушедшую традицию. Чувствуете ли высебявправеизобретатьновые сюжеты? – Когда мастер входит в профессию, овладевает ремеслом, он может пред- лагать свои сюжеты. Другой вопрос – примут ли новшество искусствоведы. Скажем, несколько собственных сюже- тов Гункина стали классикой романов- ской игрушки. Он брал за основу персо- нажей русских народных сказок и ба- сен. Волк тащит ягнёнка, орёл сидит верхом на волке – до Ивана Фёдорови- ча никто такого не делал. Мой вклад – образ птицы Сирин. Она органично во- шла в романовский «пантеон». Как ро- дился этот мотив? Я соединил туловище птицы и голову Романушки. В русской мифологии широко известны Сирин и Алконост – птицы, символизирующие, соответственно, печаль и радость. Помните, у Васнецова даже картина та- кая есть? Честно говоря, как ко мне пришёл новый образ, сейчас уже и не припомню. Но хотелось создать что-то своё, не отходя от канонов. Вот я и по- пробовал. Однако основу наших изы- сканий всё равно составляют вещи, принадлежащие авторству старых ма- стеров. Множество таких работ хра- нится в этнографическом музее Санкт- Петербурга. Это эталонные образцы, датирующиеся XVII-XVIII веками. – Примечательная особенность романов- ской игрушки – её уникальный звук. На- сколько я могу судить, это тоже – рома- новский стиль. Виктор МАРКИН: А ведь начиналось всё с черепков, найденных на огороде. Простой интерес… А оказалось – Вселенная. Знаете, как говорили романовские мастера? Мы горшками рук не мазали Выставка-ярмарка в Нижнем парке Липецка. Владимир Маркин с ученицами: Ольга Волокитина, Анастасия Короленко,Елена Короткова (учащиеся Троицкой средней школы имени Карасёва). 1997 год Мастер Маркин со своими мастерицами: Ольга Волокитина, Снежанна Ильина, Анастасия Короленко. 2012 год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz