Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
46 общество В Е РА – Как можно планировать, если со- вершенно отсутствует возможность и время заниматься писательством? Я писал свою книгу в течение двух лет везде, где только можно: на бор- ту самолёта, на коленках в машине, даже в больнице. – Что вы думаете о ЕГЭ? – Это громадная ошибка нашего об- разования, которую, надеюсь, будут исправлять. Во властных структу- рах уже начинают понимать её воз- можные последствия. – Ваше отношение к электронным и прочим СМИ, которые бесконтрольно выражают мнения, вступающие в противоречие с позицией РПЦ. – Я считаю, что мы не должны обра- щать внимание на нападки против церкви. Ведь они как раз только и ждут нашей реакции. Достаточно один раз чётко сказать и озвучить принципиальную позицию – и этого хватит. Православные люди не должны иметь ничего общего с силами, кото- рые выступают против церкви. Мне не- давно позвонили из одного города, куда со своей выставкой едет Марат Гельман: поспособствуйте тому, чтобы губернатор запретил выставку. Изви- ните, но при чём здесь мы? Есть церков- ная власть, есть государственная власть. В данном случае местному епи- скопу надлежит призвать православ- ных людей отказаться от посещения и поддержки этой экспозиции. Призвать именно паству – не иноверцев, не атеи- стов, не иные общественные движения, а именно православных людей – отсечь даже помыслы о том, чтобы посещать такое мероприятие. Если мы будем по- стоянно реагировать на них, им этого только и надо. Идёшь по улице, к тебе привязываются мальчишки-хулиганы. Начнёшь на них ругаться, бегать за ними – им это доставит массу удоволь- ствия, только того они и ждут. А прой- дёшь мимо, сдержавшись, они полают- полают, да и успокоятся, помните, как в басне?Мне кажется, мы зачастуюочень бурно реагируем на провокации. Мы будем молиться за провокаторов, но обращать на них внимание – нет. Тогда через некоторое время они просто зай- мутся иными вещами. Отвечать на каж- дый чих? Нет уж! – Должна ли объединяться церковь с го- сударством или нет? – Сложный вопрос. Смотря какая цер- ковь и какое государство. Симфония между ними должна возникать есте- ственным образом, исходя из их взаи- моотношений. Что и говорить, сегодня всё, что сделано православной церко- вью, сделано с помощью государства. Кто передал церкви здание, в котором мы сейчас находимся? Государство. Од- нако государство решает множество вопросов, впрямую не связанных с цер- ковным устройством. Тот же ЕГЭ. Вви- ду этой двойственности я бы вообще не ставил вопрос об объединении церкви и государства. По известным направле- ниям мы, естественно, поддерживаем власти – то, что касается устройства жизни общества. В чём-то мы никак не можем найти согласия: например, в по- литике в отношении СМИ. Слава Богу, для церкви сейчас не самые худшие времена, а возможно, и одни из лучших в истории России. Старшее поколение священников помнит рассказы своих предшественников о предреволюцион- ной поре. Вы не представляете, с каким энтузиазмом церковь приняла Времен- ное правительство! Все ликовали, за исключением буквально нескольких человек в церковной иерархии. А поче- му? Оказывается, на рубеже веков цер- ковь оказалась полностью несвобод- ной. Священники испытывали на себе постоянное давление со стороны вла- стей, и поэтому радость от смены режи- ма была воспринята как манна небес- ная. Всем известно, к чему это приве- ло… Сейчас мы вольны делать то, что считаем правильным и нужным, – такого в истории русской церкви не было никогда. – Моим подросшим детям стало не- интересно посещать церковь: сын дни и ночи сидит в компьютере, дочь слушает развлекательные радио- станции. Что делать? – Каждому священнику от боль- шинства своих семейных прихо- жан рано или поздно приходится слышать подобные вещи. Настаёт момент, и дети уходят в сферу чув- ственной жизни, в жизнь, полную приключений и изменений. В чём же секрет? В церковной жизни для ребёнка, если он с детства ходит в храм, годам к десяти-двенадцати становится всё известно. Челове- ческая душа живёт, воспроизво- дится и прирастает лишь новым. Почему люди смотрят новости? Почему открывают газеты и включают телевизор? Почему они путешествуют? Царствие небесное – это бесконечное познание бесконечного Бога. Откры- вать Бога каждый раз с новой стороны в его бесконечной сущности – это и есть залог счастья человека в Царствии небесном. А что есть ад? Ничего ново- го. Никогда. Это хуже, чем любые рас- калённые сковороды. Останавливать- ся в поиске нельзя. Это – ад. Как у Гёте, дьявол предлагает Фаусту жить и на- слаждаться жизнью сколько угодно до тех пор, пока тот не промолвит: оста- новись, мгновенье, ты прекрасно! И тогда душа Фауста попадёт в лапы Са- таны. Так вот, когда из церкви делают подобие ада, ничего хорошего не жди. Мудрость состоит в том, чтобы про- рваться через заслон старого к откры- вающемуся новому. И юной душе надо помочь совершить этот прорыв. Здесь должны позаботиться родители. Как они могут это сделать? Выход только один – самим искать Бога. Умирающая или мёртвая душа не взыскует Бога. И наоборот: когда душа перестаёт искать Бога, она умирает. Когда дети чувству- ют живую душу рядом, они тянутся к ней. Но даже если ваши чада на время отходят куда-то в стороны – не беда. Зерно в них уже посеяно, и оно взой- дёт, подскажет им дорогу. Только мо- литься надо покрепче. И своим лич- ным мудрым примером вести своё дитя. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 19 (193), 14 – 20 мая 2012 г. Автограф на память о встрече
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz