Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

41 культура Д У Ш А Р О С С И И № 2 (176), 16 – 22 января 2012 г. монии чествования кто-то из победи- телей пел, кто-то исполнял свои музы- кальные произведения… Что остава- лось делать мне? После того как министр культуры Александр Алексее- вич Авдеев вручил мне премию, и мы пожали друг другу руки, я преподнёс ему в дар одну из лучших композиций романовской игрушки «Тройка». Кста- ти, все привезённые работы остались в столице, в Государственном россий- ском доме народного творчества. По правилам премии они в течение года экспонируют коллекцию, но я решил её отдать навсегда и целиком. Но вернём- ся к церемонии. Она завершилась не- большим фуршетом в Министерстве культуры и общением с журналистами под прицелом телекамер. Потом – тор- жественный обед, но самое интересное последовало вечером: победителей пригласили в концертный зал имени Чайковского, где состоялось большое трёхчасовое выступление фольклор- ных ансамблей. Было восхитительно! Далее – ужин в зимнем саду концертно- го зала, и наконец – снова в гостиницу. Это был длинный день! Ощущение праздника не покидало ещё долго – всё- таки нас чествовал сам министр, члены правительства. Не каждый день мы сталкиваемся с таким вниманием. Народный мастер или сенсей? Несмотря на то, что премию вручали персонально Виктору Васильевичу, можно сказать, что он получал награду за целуюшколу романовских мастеров. В сентябре по распоряжению главы ре- гиона в селе Троицкое открыл свои две- ри Дом романовской игрушки – фили- ал Областного центра культуры и на- родного творчества. Почему именно здесь, в тихом и умиротворённом Тро- ицком? История началась в XVI веке, когда бо- яре Романовы образовали в этих ме- стах большое село Романово- Городище. В 1614 году близкий род- ственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало на- зываться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Рома- ново – ныне Ленино. Богатые залежи глины – вот чем всегда славилось Тро- ицкое, когда-то – часть одного села Ро- маново. Местные крестьяне делали из неё посуду – часть для своих нужд, часть продавали на ярмарках. А ещё ле- пили игрушку-свистульку, по местно- сти названную «романовской». В современном Ленино старым искус- ством владел один лишь потомствен- ный гончар – Иван Фёдорович Гункин. Именно он передал своё мастерство по наследству Виктору Васильевичу Мар- кину, который сегодня уже сам высту- пает в роли «сенсея», а счёт его учени- ков идёт на сотни. Самые верные и пре- данные – народные мастера России Ольга Волокитина, Анастасия Коро- ленко и Снежанна Ильина. Вместе с Маркиным они участвуют в престиж- ных выставках и фестивалях. Виктор Васильевич с гордостью говорит об ученицах: –Не подумайте, я не один здесь «венце- носный». Оля, например, как молодой мастер стала лауреатом Президентской премии в 2006 году. Более того, они с Настей возили показывать нашу игрушку аж в Канны – на прошлогод- ний XIV Фестиваль российского искус- ства. А Снежанна, которая узнала наше ремесло раньше других, успела застать в живых последнего потомственного мастера – Ивана Фёдоровича Гункина. В 1986 году вместе с ним мы организо- вали в Троицкой школе кружок рома- новской игрушки, и Снежанна пришла туда самая первая. – Виктор Васильевич, скажите, а дозво- лено ли мастеру романовской игрушки вносить что-то своё в уже сложившийся образ, как-то домысливать, преображать каноны этой малой скульптурной фор- мы? –О том-то и речь. Наша общая задача – сберечь истоки, быть верными тради- ции. Это, поверьте, самое сложное! Во- обще моё мнение таково: чем выше уровень развития нации, тем сильнее она осознаёт необходимость сохране- ния породивших её корней. Когда идут войны, захватчики в первую очередь уничтожают культурные ценности. Спрашивается, зачем? Ответ очевиден. Чтобы лишить народ его националь- ной самоидентификации, чтобы люди забыли, кто они и откуда. Романовская игрушка – часть нашей общей русской культуры, и она отличается, например, от дымковской или филимоновской. В 1995 году, когда романовская игрушка дебютировала на первом всероссий- ском фестивале народной игрушки в Туле, никто об этом направлении слы- хом не слыхивал. Но нам удалось до- стойно заявить о себе, я за свои работы получил диплом первой степени. А по- том всё завертелось, закрутилось – вы- ставки, фестивали, мастер-классы. Но ничего этого не было бы без поддержки со стороны властей. Благодаря нашим Иван Фёдорович Гункин – потомственный мастер романовской игрушки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz