Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

43 гид Р О Д № 15 (189), 23 – 29 апреля 2012 г. назначения в Тоскану. Это, несомненно, стало его крупным успехом. В числе пер- вых жертвователей в книге стоят имена Великих князей Сергея и Павла Алек- сандровичей (по тысяче лир), русских флорентийцев А. Зубова и Е. Демидо- вой, княгини Сан-Донато. Церковное начинание тем самым изначально при- обрело аристократическую окраску. Огромное внимание иерей уделил архи- тектурному проекту – ведь речь в дей- ствительности шла о первом русском церковном здании на территории Ита- лии. Сначала священник повёл перего- воры с местными зодчими, но все они закончились бесплодно. И он решил по- ручить заказ Михаилу Тимофеевичу Преображенскому. За первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII века. По древнему пра- вославному обычаю храм сориентиро- вали с запада на восток (с небольшим отклонением). Но от проекта до осуществления замыс- ла отцу Владимиру пришлось преодо- леть множество препятствий. Лишь 11июня (29 мая ст. ст.) 1899 года работы начались «формальным и официаль- ным образом», в присутствии посла Не- лидова и с соответствующим молеб- ствием и крестным ходом. А «окропле- ние по всей окружности будущей церкви совершено было не только святою во- дою, но и слезами». 28 (12) октября 1899-го, когда уже возвели части ниж- них сводов, был торжественно произве- дён чин основания церкви. На сводах был водружен шатёр, укра- шенный флагами российскими, ита- льянскими, греческими, румынскими и черногорскими – по формуле «Россия и Италия плюс пра- вославные страны». Для ро- списи храма о. Левицкий пригласил группу художни- ков из Петербурга, скомплек- тованную по рекомендации Преображенского. В убран- стве приняли участие и мест- ные художники – Ф. Рейман, русского происхождения, и Дж. Лолли, флорентиец. Работы затянулись, и ниж- нюю церковь освятили лишь 21 (8) октября 1902 года – на- много позже, чем предпола- галось. Чин освящения про- шел 26 октября ст. ст. 1903-го очень торжественно. Перед флорентийцами в итоге пред- стал невиданный прежде в Италии, великолепно исполненный па- мятник русского искусства. Долгое время храм носил почётный ти- тул «посольского». Такой статус, поми- мо престижа, давал и практические пре- имущества: причт, например, избегал итальянского налогообложения. Одна- ко в январе 1911-го по представлению римского посла новый министр ино- странных дел С. Сазонов испросил «Вы- сочайшего повеления о переименова- нии флорентийской церкви из «Посоль- ской» в «Русскую Православную». С Первой мировой войной для флорен- тийской церкви начался период тяжё- лых испытаний. Во время войны общи- на осуществляла патриотический долг, что облегчалось военным союзом Ита- лии и России. Она занималась благотво- рительностью, собирала средства в пользу армии и раненых, помогала во- еннопленным в Австрии и интерниро- ванным на территории Швейцарии. При поддержке прихода во Флоренции действовал Русский благотворительный комитет. Сразу после революции 1917- го церковь, по примеру римской, объя- вила о полном отделении от дипломати- ческих структур и сформировала авто- номную общину. Флорентийский храм до сих пор являет- ся предметом законной гордости фло- рентийцев. Многолетние усилия о. Ле- вицкого не пропали втуне. В настоящее время храм в честь Рождества Христова и во имя св. Николая Чудотворца входит в состав Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе». «Зов предков» Оксаны Кирилловой Вряд ли мы погрешим против истины, если предположим, что обо всех перипе- тиях строительства храма знала и жена Левицкого Надежда Иосифовна. Кста- ти, во Флоренцию супруги прибыли, уже обременённые детьми. В поисках сведений о семье русского священника мы оказались на интернет- странице Оксаны Владимировны Ки- рилловой. Вот что писала она в живом журнале. «15 августа 2011 года. В течение послед- них лет десяти во мне зрело желание «раскопать» генеалогию семьи, но всё время что-то мешало приняться за дело. Смущало и то, что информация даже о дедушке была весьма скудная. Наконец обсудила этот вопрос с сестрой. И жела- ние превратилось в навязчивую идею. Собрали все известные нам факты вме- сте. Итак, мой дед Андрей Иванович Ле- вицкий родился в Давосе в 1902 году. До девяти лет со своей матерью, Зинаидой Андреевной, жил у родственников во Флоренции, затем переехал в Петер- бург. В принципе – всё. Спросить не у кого. Дед, бабушка и дедовы двоюрод- ные сестры уже умерли. Мама и её се- стра тоже ничего не знают: в семье тема рода, большинство представителей ко- торого были церковными служителями, не обсуждалась. С чего начинать? С Яндекса, конечно! Без особенной надежды на успех ввожу Протоиерей Владимир Иванович Левицкий – настоятель храма во имя Рождества Христова и Св. Николая во Флоренции (Италия). Фото 1890-х годов Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге У храма в традициях древнерусской архитектуры высокое крыльцо, над входом под шатром мозаичная икона Божией Матери «Знамение», а по её бокам – флорентийские лилии. Лилии – это символ Флоренции, они соседствуют с двуглавыми российскими орлами и на главных воротах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz