Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
40 культура Ф И Л А Р М О Н И Я – Хорошо, будь по-вашему, Аргишти. Что подготовили для дебюта в Липецке? – Мы представляем в своей программе по-новому аранжированные армянские мотивы. Также я играю несколько сво- их мелодий, сочинённых специально для армянских народных духовых. По- мимо дудука я привёз ещё два редких и интересных инструмента. Ней – дере- вянный духовой музыкальный инстру- мент семейства флейты, распростра- нённый у народов Кавказа, Западной и Центральной Азии, и блур – традици- онный древний армянский музыкаль- ный инструмент, разновидность про- дольной флейты-пикколо. Ней и блур гораздо менее известны, нежели дудук, поэтому я беру на себя миссию пропо- ведовать, знакомить их с публикой. В своё время Дживан Гаспарян сделал то же самое для дудука. Смею надеяться, что благодаря мне люди смогут открыть неизведанные грани духовой музыки. – Вы пожаловали к нам в компании двух очаровательных девушек – обеих зовут Ярославами, как следует из афиши. – Да, верно. Ярослава Лазарева будет играть на синтезаторе. АЯрослава Лан- шакова отвечает за песочную анима- цию. Песочные проекции на экран над сценой – удачный, с моей точки зрения, ход, помогающий создать атмосферу и подчёркивающий красоту исполняе- мых произведений. Песок крепко свя- зан и духовно, и даже физически с Вос- током. Это аллегория вечности. Ещё – исхода времени: на это как бы намека- ют сыплющиеся в песочных часах песчинки. Песок может скрыть под собой всё – подоб- но пирамиде Джосера. Поэто- му он видится идеальным до- полнением к звучанию олице- творяющих Восток инстру- ментов. – Дудук – древний инструмент, не так ли? – Дудук дошёл до современ- ной цивилизации из прошло- го практически не изменив- шись, сохранив свой уникаль- ный тембр. Он известен уже более трёх с половиной тыся- челетий с тех пор, как впервые был упомянут в клинописях. Распространённое сегодня на- звание происходит из турецко- го языка. Однако в армянском варианте называется циранапох, что обозначает буквально «трубка из абри- коса». Несложно догадаться – инстру- мент изготавливают из абрикосового дерева. Мундштук сделан из тростника. Замечу, что в Китае дудук, слава Богу, ещё штамповать не научились, это руч- ная работа. И умельцев, способных создать профессиональный инстру- мент, можно пересчитать по пальцам одной руки. Моим увлечением – игрой на дудуке – я обязан одному из таким мастеров. Именно он познакомил меня с заведующим кафедрой Ереванской консерватории впоследствии учившим меня. Ведь изначально я пианист и ба- рабанщик, а к дудуку пришёл значи- тельно позже. Когда отправился на ро- дину предков по отцовской линии, изу- чать историю Армении. – На концерте зрителей ждёт сюрприз. Какой? – Приоткройте, пожалуйста, за- весу тайны. – Я иногда позволяю себе вносить в шоу элементы... ну самодеятельности, ска- жем так. То есть, отправляясь на гастро- ли в тот или иной город, заранее пыта- юсь найти и связаться с местными му- зыкантами, владеющими армянскими народными инструментами. Чаще всего это перкуссионисты. Если удаётся найти такого человека и встретиться перед моим выступлением, мы немного репе- тируем и потом сразу исполняем на сце- не какие-то традиционные армянские вещи. Этоинтересная практика. Причём Истории, рассказанные с помощью музыки, слов и оживших песочных изображений, наполняли пространство светлой печалью, тихой медитативной левитацией духа, одурманивающей и зовущей в астрал невесомостью, кидая слушателя из одного обострённого эмоционального состояния в другое, заставляя предаваться то реминисценциям, а то и полному безвременью... Концерт Аргишти проходил в полной тишине Инструменты, олицетворяющие Восток Ярослава Лазарева № 15 (189), 23 – 29 апреля 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz