Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

главная тема 16 Ф Е С Т И В А Л Ь № 15 (189), 23 – 29 апреля 2012 г. два месяца освоила коклюшечные ни- тяные переплетения. А в 1992 году её пригласили в столицу Украины препо- давать кружевоплетение. В Киеве Люд- мила Трубицына задержалась на два месяца и повсюду рассказывала о елец- ком кружеве. Она обучила двадцать че- тыре украинских плетеи. Сейчас масте- рица увлечена очередной идеей: сде- лать себе шляпы и перчатки всех цве- тов. А к некоторым ещё – шарфики и пелеринки. Говорит, что по Ельцу уже «ходит» множество её шляпок, как и по Липецку, и по Лебедяни. – Часто я сама делаю и рисунки своих кружев, – делится Людмила Петровна, снимая перчатки после фотосессии у нашего редакционного фотографа АлександраЮшкова. – Рисую и думаю: ведь впервые провожу линии именно так, но знаю, что уже когда-то где-то их видела. А потом в одной книжке проч- ла, что в прошлой жизни я была храни- тельницей церковных ценностей в Бельгии. А там – сплошные кружева! Вот откуда у меня страстная любовь к этому рукоделию. Я обожаю сам про- цесс плетения. Сплетёшь один цвето- чек, а к нему нужен стебелёчек, да ещё листочек... Вот и затягивает это за пол- ночь. Спать не ложусь, пока всё не сде- лаю. А едва проснусь, сразу же сажусь за коклюшки. Фестиваль как ответ на почти гамлетовский вопрос – На мой взгляд, кружево должно быть современным видом декоративно-при- кладного искусства. Имне всегда хочет- ся найти не только его новое графиче- ское звучание, но и технику плетения приспособить под себя, показать всё, что сама умею. У кружева есть история и традиции. Ая хочу от фестиваля полу- чить ответы на вопросы: есть ли у про- мысла будущее? И какое оно? Или мы сохраняем кружево как элемент нашей культуры и рассказываем школьникам о том, что его делали наши бабушки и мы это уважаем. Или этот элемент вхо- дит в нашу современнуюжизнь и живёт в интерьере, на человеке. Я уважаю лю- дей, сохраняющих традиции. И в рам- ках образовательных программ – это золотое дно. Но всегда нужно идти впе- рёд. Нельзя что-то запрещать мастерам. Кружево тоже нуждается и в новых рисунках, и в новых материалах. Но где закан- чиваются традиции и начи- наются новации? Для мно- гих это почти гамлетовский вопрос. Разговаривать со Светла- ной Анатольевной Бондар- чук о кружеве можно, на- верное, бесконечно. Сразу же включаешься в её манеру общаться, отдаёшься ей на откупидаже почтине встав- ляешь реплики – она сама вырулит куда нужно. Вот уж поистине певец кружевоплетения! Пят- надцатилетней девчонкой из Армавира, как сама смеётся, города, где до сих пор и не найдено спрятанное золото гуннов, она приехала в столицу и поступила в Московское художественно-промыш- ленное училище. Там её научили глав- ному: думать над тем, что делаешь, и быть свободной в творчестве. В Елец попала пораспределению. Истала адеп- том елецкого кружевного промысла. На фестивале Светлана Анатольевна про- вела мастер-класс и показала коллек- цию, которую создала вместе с сыном. Сегодня Бондарчук работает очень ак- тивно, вплетая в традиционное кружево себя саму. Но был в её богатейшей твор- ческой жизни один эпизод, который всегда манит к ней журналистов. – Однажды я сплела для одной из кли- енток жилетку. Но подобающего пла- тья у дамы не оказалось, и она поехала к модному модельеру Виктории Андре- яновой обшиваться. А жилеточку при- хватила с собой. В мастерской Викто- рии её увидела великаяЛюдмила Зыки- на… И в моей квартире раздался зво- нок… Я начала плести для певицы кружевное пальто, и ещё не закончила над ним работать, как Зыкина на своей чёрной «Волге» отправила меня к Вя- чеславу Зайцеву, с которым мы потом сделали целую коллекцию. А для Люд- милы Георгиевны я плела ещё шаль и пелерину. Она была женщина, конечно, легендарная. Но в обычной жизни очень простая. А главное, она всегда знала, что хочет. И давала мне полную свободу, от которой я просто творчески парила и делала всё даже лучше, чем это было задумано. Светлана Анатольевна Бондарчук счи- тает, что кружева должны быть как до- рогие ювелирные украшения, которые хочется рассматривать снова и снова. А липецкий фестиваль показывает зри- телям не одну, не десять, а россыпь та- ких драгоценностей. И за ними не нуж- но спускаться в каменоломни. Нужно только проехаться кружевными тури- стическими маршрутами и получить наслаждение. . Евгения ИОНОВА, Александр ЮШКОВ (фото) Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Светлана БОНДАРЧУК: Кружева должны быть как дорогие ювелирные украшения, которые хочется рассматривать снова и снова Почтовая марка «Елецкое кружево» Светлана Бондарчук с копией кружевного пальто Людмилы Зыкиной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz