Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
44 культура В Ы С ТА В К А представляют наибольшуюактуальность и интерес с позиций дня сегодняшнего? –Изучениемжизни и наследия Пушки- на занимаются с середины XIX века, и в нашем музее научно-исследователь- ская работа не прекращается ни на день. Конечно, максимум из того, что можно было обнаружить, уже нашли и описали в соответствующих статьях и монографиях. Но и сейчас случается открывать малоизвестные факты. В ос- новном – благодаря экспонатам, при- обретаемым или передаваемым в дар музею. Пусть и небольшими шагами, мы приближаемся к абсолютной пол- ноте рассказа о великом поэте. На этом пути случаются настоящие сенсации, но бывают и антисенсации. Из первой категории недавно был приобретён портрет крёстного отца Александра Сергеевича Артемия Ивановича Во- ронцова. Работу купили на аукционе «Кристис». Причём изображение шло под чужой фамилией, но нам удалось его идентифицировать. Это большая удача. А вот пример противополож- ный, когда сенсации суждено было раз- биться впрах. В одной из старинных пе- тербургских семей мне удалось оты- скать живописный портрет Вильгель- ма Кюхельбекера – друга и одно- классника Пушкина, русского поэта, декабриста. Дело в том, что доселе были известны отдельные рисунки, гравюры, но живописного изображе- ния публике ещё явлено не было. Так вот, к превеликому разочарованию, экспертиза показала, что портрет мо- лодого человека в лицейском мундире датируется примерно серединой поза- прошлого столетия, то есть никак не может являться достоверным портре- том именно Кюхельбекера. Что ж, это тоже результат, развенчание одного из исторических мифов. – Выставка «Душа в заветной лире» сме- нила экспозицию иллюстраций к роману «Война и мир» – от первых работ, кото- рые видел сам Лев Толстой, до созданных уже в наши дни. Как обстоят дела с тради- цией в иллюстрировании пушкинских книг? – Мы переходим к очень деликатной теме – подход художника к наследию другого творца. Я считаю так: прежде чем браться за оформление бессмерт- ных произведений русской литератур- ной классики, художник должен осо- знать, имеет ли он на это право. Досто- ин ли он прикоснуться к творчеству своего гениального предшественника. Решение должно быть взвешенным, от- ветственным. Никакой авантюрный нахрап невозможен: а попробую-ка я всё это победить! Нет, так не выйдет. Бывают, конечно, удачи, они являются скорее исключением из правила. Толь- ко в том случае, если художник подхо- дит к творениям другого художника со- переживая, будучи глубоко подготов- ленным и профессиональным, тогда стоит рассчитывать на положительный результат. – Скажите, а издатели современных книг Александра Сергеевича обращаются в вашмузей за помощью, в смысле художе- ственного оформления? – Это происходит постоянно. Я очень симпатизирую ответственным книго- печатникам, которые стремятся сде- лать из своих фолиантов настоящие са- моценные произведения. К таковым могу отнести петербургское издатель- ство «Вита Нова». Они работают не только с нашим учреждением, но и со- бирают свои коллекции, заказывая ра- боты у лучших художников современ- ности. И не только по Пушкину, кстати. Недавно «Вита Нова» выпустили зна- менитую поэму «Опасный сосед» Васи- лия Львовича Пушкина – дяди Алек- сандра Сергеевича. Это абсолютно экс- клюзивный вариант, где иллюстрации были специально исполнены братьями Траугот – искусными графиками из го- рода на Неве. – Насколько сегодня велик спрос на кни- ги о Пушкине? – Биографические исследования пу- бликуются очень активно, что не может не радовать. Из последних и ожидае- мых мной могу выделить труд Вадима Петровича Старка – доктора филоло- гии, учёного секретаря пушкинской ко- миссии Российской Академии. Это бу- дет объёмный аналитический текст, посвящённый комментариям к «Евге- нию Онегину». Презентация книги ожидается аккурат к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня. – Касаемо Пушкинских дней, традици- онно проводимых по всей стране в нача- ле июня. . . Насколько эта дата симво- лична для сохранения наследия Алек- сандра Сергеевича и памяти о нём у по- томков? – Сейчас в России очень много празд- ников. Пушкинский день, отмечаемый 6 июня, был официально учреждён в середине 1990-х годов. Сегодня – и я с удовольствием констатирую это – он стал всенародным. В широком смысле торжество соединяет в себе чествова- ние не только Пушкина, но и русской культуры в целом, классической рус- ской литературы. Праздникшироко от- мечается в обеих столицах – вМоскве и Петербурге, а также тех городах и ве- сях, которые непосредственно связаны с жизнью великого поэта и писателя. Веяние последнего времени – торже- ства ежегодно организуют в некоторых европейских столицах: Берлине, Пари- же, Мадриде, Лондоне. Понимаете, праздник делается всё-таки не для га- лочки, а для людей. Всем поклонникам Пушкина на земле я хотел бы адресовать такое пожелание: 6 июня достаньте с полки старенький томик, откройте его на любимой главе или стихотворении и просто почитайте что-нибудь для себя. Тогда этот день превратится в ваш личный маленький праздник – и это главное! . Роман ХОМУТСКИЙ, Александр КОЗИН (фото), Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 14 (188), 16 – 22 апреля 2012 г. Предметы пушкинской эпохи и связанные с именем поэта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz