Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

39 культура П Р Е М Ь Е РА щих сегодня репертуары театров в де- сятках стран мира. Автор охотно ездит на спектакли, поставленные по его соб- ственным пьесам. Да и в Россию это да- леко не первый визит. В нашей стране пьесы болгарского драматурга пользо- вались неизменной популярностью, их охотно брали в репертуар отечествен- ные театральные труппы. В прошлом культурный обмен между странами соцлагеря был поставлен на широкую ногу, поэтому из дружественной Болга- рии «музыку заказывали» ещё в 80-х. Тем не менее в новую эпоху интерес не только не иссяк, но ещё и приумножил- ся: как никогда активно пьесы друже- ственного драматурга шли в 2000-х. Христо Бойчев с нотой недоумения и, как мне показалось, лёгкой досадой констатировал: с тех пор как его при- знали лучшим в Болгарии театральным автором в 1989 году, он всё больше ста- новился международным, интернацио- нальным. – Наверное, из зависти, – сообщает Христо, – меня дальше и дальше ото- двигали от болгарской сцены. В 80-х и в начале 90-х мои вещи играли сорок болгарских театров, некоторые по две- три пьесы одновременно. Ситуация та- кова, что у нас часто сменяются руково- дители театров. С этим ничего не поде- лаешь, таково внутреннее устройство театральной среды в стране. Не успе- ешь познакомиться с только что при- шедшим в толковый театр режиссёром – на его место назначают другого. Ру- ководствуясь, очевидно, неуёмными амбициями, новые старались блеснуть оригинальностью: во что бы то ни ста- ло пойти наперекор устоявшейся тра- диции. Так, я всё меньше и меньше ин- тересовал болгарских постановщиков, но при этом постоянно поступали при- глашения из-за границы. Сейчас нет и месяца, чтобы где-то не случилась пре- мьера очередной инсценировки по мо- ему тексту: от Новой Зеландии и Ав- стралии до Лос-Анджелеса, от Южной Африки чуть ли не до полярного круга. А на моей родине всего лишь десять те- атров взяли «Полковника». В 1997 году произошёл переломный момент в моей карьере: вместе с «Полковником-пти- цей» я победил среди четырёх сотен конкурентов в международном конкур- се Британского Совета. Приз собствен- норучно вручал лауреат Нобелевской премии, известнейший драматург Ха- рольд Пинтер в Королевском Нацио- нальном Театре Лондона. Эта победа позволяет мне до сих чувствовать себя относительно спокойно. Я всегда знаю, что если мои пьесы не будут ставить в Болгарии, то поставят где-то ещё. Из- вестность иногда помогает. Кстати, и на президентский пост Болгарской Ре- спублики в 1996 году я баллотировался только из-за того, что не знал, как разо- браться со своей популярностью. – Да, ваша биография потрясает: вы и те- леведущим успели побывать, и сто тысяч голосов на выборах получить. . . Но бли- же вам, надо понимать, всё-таки театр, не так ли? – В больших театрах основной двига- тель – коммерция. Они берут только те пьесы, на которые гарантированно придут полные залы. Ив каждой стране своя мода, определённая конъюнктура. Вот, например, две недели назад смо- трел кое-что в Лондоне. Англия – очень консервативная страна, и далеко не центр мирового театра, как они сами о себе дума- ют. Сегодня ситуация в стране следующая: актив- но насаждаются левацкие настроения. Оттого очень популярный жанр – кри- тический реализм на про- изводственную тему, на- писанный современно, на злобу дня. Вообразите? Проблемы рабочих, их от- цов, детей, жизнь средне- го класса, преступность и тому подобное – вот остроактуальные темы для драматургии на Ту- манном Альбионе. Плюс к этому – театр восприни- мается в принципе по-иному. То есть нет такого понятия, как режиссёрская находка: как автор написал, так и над- лежит сыграть. Напротив, восточноев- ропейский подход во многом определя- ется стилем конкретного постановщи- ка. Театр модерна, поэтичный театр – только в Восточной Европе. Он более интеллектуальный. Как мне кажется, в странах Восточной Европы люди пони- мают основную задачу, сущность теа- тра – отвечать на вечные вопросы бы- тия, а не решать сиюминутные пробле- мы, критиковать и высмеивать совре- менность, как в той же Англии. В Англии в театр ходят обычные средние люди, которые чисто финансово могут себе это позволить. В Европе же публи- ка более рафинированная, тонкая, вос- питанная. – А как устроен театр в Болгарии? Поясню вопрос. Липецкие актёры участвовали в постановке в Швейцарии. Там есть прак- тика набирать труппу под конкретный проект. Как только его «откатывают», со- став распускают. – Швейцария – не показательная стра- на в плане театра. Она очень неболь- шая, там есть деньги, но нет широких культурных горизонтов, практически отсутствуют свои оригинальные дра- матурги. По сути, театральный рынок вообще толком не сложился. То же са- мое в Америке. Много частных неболь- ших театров, живущих на деньги спон- соров. Наберут артистов, сыграют пят- надцать-двадцать раз – и всё заканчи- вается. В Болгарии система давно сформировалась, театры поддержива- ются государством. Театров много, в каждой области обязательно есть одна Сцена в бане одна из самых смешных в спектакле № 14 (188), 16 – 22 апреля 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz