Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
ООО «Липецкрыба-Производство». Реклама 44 культура Т РА Д И Ц И И игрушки – переживает сегодня, пожа- луй, второе рождение. Совсемнедавно в селе Троицкое на родине этого промыс- ла открыт областной Центр романов- ской игрушки. Когда-то Виктор Васи- льевич Маркин, ныне признанный ма- стер, открыл в местной сельской школе кружок. Преподавал в нём и легендар- ный Иван Фёдорович Гункин. Туда и пришла пятиклассница Оля Волокити- на, чтобы просто научиться лепить из глины забавные свистульки. А оказа- лось – нашла своё призвание, свою до- рогу, на которую теперь выводит не только учеников, но и сынишку Илью. – Современный народный мастер жи- вёт в других условиях, нежели его пред- шественники, – уверена народныйма- стер России Ольга Леонидовна Во- локитина . – Изменилась сама культу- ра села, большой урон традиционному искусству нанёс прогресс, да и общество стало совсем другим, у людей появились иные цели. Совре- менный мастер – это не только человек, владеющий навыка- ми и приёмами рабо- ты в определённых промыслах, он отча- сти должен быть и искусствоведом, зна- ющим как историю своего промысла, так и чем сегодня он ценен. Третья ипо- стась современного мастера – учитель- ство, передача по наследству своих зна- ний и умений. В нашем деле очень важ- на преемственность, передача секретов из рук в руки. Наше общество сегодня духовно больно. И одним из лекарств, на мой взгляд, должна стать народная культура, возвращение к корням, обу- чение и детей, и взрослых традицион- ным ремёслам, песням, танцам… Послание к потомкам Несколько десятилетий назад строите- ли социалистического будущего при возведении очередного грандиозного сооружения обязательно замуровыва- ли в стену капсулы с описанием того, как всё начиналось и кто приложил к этому свою руку. Это своеобразный привет будущим поколениям…На спут- никах, бороздящих просторы Вселен- ной, тоже есть такие «послания», из ко- торых наши пока не найденные братья по разуму должны о нас кое-что узнать. Вот и электронный каталог объектов нематериального культурного насле- дия народов России напоминает всё ту же капсулу с посланием потомкам, что- бы они узнавали о самих себе благода- ря новым носителям информации. Чтобы они вообще могли себя иденти- фицировать… . Евгения ИОНОВА Т ехнология изготовления романовской игрушки внесена в федеральный реестр одной из первых. Наша главная обязанность перед потомками – сохранить этот промысел и передать его будущим поколениям. В Липецкой области уникальных промыслов всего два: романовская игрушка и елецкие кружева. Было время, когда в одном селе Романово работало 600 семей кустарей! А ведь тогда семьи были многодетные и многочисленные, так что только можно представить себе, сколько людей одновременно лепили глиняную игрушку. И это действительно бренд нашего региона. Но он стоял не особняком, а вбирал в себя все современные процессы, происходившие тогда на нашей земле. Например, когда открылся в девятнадцатом веке Липецкий курорт, то и в сюжетах романовской игрушки появились барышни, гуляющие с кавалерами, выезды и даже паровозы. В памяти народа остался мастер Иван Павлович Митин, единственный, кто подписывал свои работы. Он, скорее, делал не столько игрушку, сколько мелкую скульптурную пластику: например, Лев Николаевич Толстой пишет книгу или тот же писатель – в гробу, а рядом жандарм с лицом Николая Второго и супруга Софья Андреевна. Думается, что это всё-таки упадок промысла. Но благодаря ему он и уцелел. Так что проблема сохранения нематериального культурного наследия сегодня актуальна, как никогда. И хорошо, что именно сегодня начали об этом говорить. Завтра будет уже поздно. Людмила Юрьевна ТЮМИНА, заместитель директора областного Центра романовской игрушки: № 13 (187), 9 – 15 апреля 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz