Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
43 культура Т РА Д И Ц И И – Традиционные формы народной культуры сегодня активно вытесняются из жизни, – поддерживает Александра Михайловича Мария Александровна Жучкова, методист отдела традицион- ной народной культуры ОЦКНТ. – Под влиянием массовой культуры меняется система ценностных ориентаций обще- ственного сознания, под воздействием процессов урбанизации разрушается традиционный образ жизни. То есть мы теряем национальный иммунитет. Вот почему в работе по сохранению нацио- М атериальная поддержка Программы по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на государственном уровне – это звоночек для региональных властей следовать примеру Центра, просьба обратить внимание на проблему сохранения нематериального культурного наследия и обеспечить эту работу денежной поддержкой. Участницы фольклорного ансамбля «Канарейка» села Каликино Добровского района сберегли свою частушку Фоторепродукция Александра ЮШКОВА Фото Николая ЧЕРКАСОВА нального колорита опыт каждого реги- она бесценен. Начиная с 60-х годов про- шлого века силами Московской госу- дарственной консерватории в нашей области проводились первые фоль- клорные экспедиции. С 80-х годов эт- нографические исследования вели уже липецкие фольклористы. Наш центр активно изучает традиционную культу- ру региона, интегрирует её в культурное пространство всей страны, поддержи- вает её мастеров и носителей. Пересмотр и перепев Готовясь к конферен- ции, руководитель фольклорного ансам- бля «Воскресение», преподаватель об- ластного колледжа искусств имени Константина Игум- нова Кристина Иващенко сделала для себя открытие, заставившее её от- ступить с прежних принципиальных позиций. Кристина Леонидовна зани- мается собирательской деятельностью уже более двадцати лет. За это время ею и коллегами собрано множество часту- шек. Именно частушку Верхнего Дона Кристина Леонидовна и предложила для обсуждения на столь представи- тельном собрании как номинанта для включения в федеральный реестр объ- ектов нематериального культурного наследия. – До сего дня я считала, что частушка – это позднее явление, связанное с вли- янием гармошечной культуры середи- ны девятнадцатого века. Но когда гото- вила доклад к конференции, то сделала открытие – частушка уже в конце во- семнадцатого столетия имела свою структуру, уходящую корнями в глуби- ну веков. Она пережила три этапа: са- мый древний, когда исполнялась без сопровождения, переходный, когда пе- лась под гармонь, но инструмент следо- вал за напевом, и поздний, когда певец подстраивался под гармониста, шёл за наигрышем. Локальная частушка Верх- него Дона называется «покосная». Ло- кализуется она в четырёх сёлах Добров- ского района: Каликино, Гудово, Кру- тое и Делиховое. Её второе название – «тягучая». Она может исполняться без сопровождения и с инструментом, то есть под гармонь, баян, балалайку... Впервые я её записала в 1992 году, когда познакомилась с фольклорно-этногра- фическим коллективом села Каликино. В 1996 году мы сделали многомикро- фонную запись, чтобы качественно за- фиксировать звучание каждого голоса. Мне кажется, что эта частушечная фор- ма тоже должна быть в едином государ- ственном реестре нематериального культурного наследия России. Пока она ещё пока жива, пока живы её носители. Кстати, уникальную возможность фе- дерального каталога сохранения не- материального культурного наследия – запечатлевать не только «живые» формы существования фольклора, но и уже «умершие» его вариации, закон- сервированные фольклористами, – обозначила Мери Вахтанговна Руса- нова, заместитель директора Государ- ственного Российского Дома народ- ного творчества. – Наша задача – выстроить стройную систему формирования федерального реестра, – считаетМери Вахтанговна. – И работа эта будет вестись не один год. Её итогом должен стать каталог, в кото- ром специалист найдёт всю необходи- мую информацию (письменную, ви- део, фото, аудио), а простой человек – интересующий его материал, подан- ный качественно, написанный хоро- шим русским языком. В Липецкой об- ласти этот процесс идёт успешно. Нуж- но только создать экспертный совет, как это сделали в Воронеже и Белгоро- де, и пригласить в него лучших специа- листов. А мы ждём от Липецкой обла- сти новых объектов для внесения в фе- деральный реестр. Классика и современность Один из «старых» наших объектов – технология изготовления романовской Мери Вахтанговна РУСАНОВА, заместитель директора Государственного Российского Дома народного творчества: № 13 (187), 9 – 15 апреля 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz