Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
культура Т РА Д И Ц И И 41 Как всё начиналось Известно, что ещё гений отечественной литературыАлександрСергеевичПуш- кин любил вплетать в канву своих про- изведений сказки и песни, услышанные в детстве от своей няни Арины Родио- новны. Однако активное собирание, публикация и научное изучение рус- ского фольклора приходится на конец девятнадцатого столетия. Именно в этот период перед первыми фолькло- ристами встала проблема сохранения и описания собранного материала. Но в те времена традиционное искусство и ремёсла были естественной составляю- щей жизни каждого народа. И каза- лось, что всё это останется неизмен- ным. Но сегодня, когда мы, в сущности, теряем индивидуальные черты лица, а фольклорное искусство перешло в ранг элитарного, наступило время активно- го сбережения корневой системы на- родной культуры. Термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в доку- ментах ЮНЕСКО в 2003 году. Само по- нятие достаточно размытое и много- плановое. Оно объединяет обычаи, формы выражения и представления устных традиций, в том числе язык, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, арте- факты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, а в некоторых случаях отдельными ли- цами как часть их культурного насле- дия, передаваемого от поколения к по- колению... Конечно, «нематериальное культурное наследие» не тождественно понятию «традиционная народная культура», которая включает в себя и материальное наследие различных на- родов. Мы можем, наверное, сказать так: нематериальное культурное насле- дие является её частью, и, как выясня- ется, наиболее уязвлённой. Человек ведь не растёт как трава. Имен- но благодаря традиционным народным обрядам, песням, сказкам, образужизни он с младых ногтей начинает себя иден- тифицировать как личность, принадле- жащую к тому или иному этносу. Чело- век становится частью своего племени, носителем культуры своего народа и очередным звеном в цепи его историче- ского развития. И если он осознаёт, а правильнее всего сказать, впитывает свои традиционные ценности, то ему и в голову не придёт неуважительно или без должного внимания относиться к чужим обычаям. А когда людей отрыва- ют от своих корней, то они несут в мир только разрушение. Именно поэтому в наш век глобализации так важно сохра- нить нематериальное культурное насле- дие каждого народа, чтобы избежать межэтнических столкновений. И это в первую очередь касается нашей страны, потому что она –многонациональная. К тому же сегодняшние миграционные процессы размывают и без того подто- ченные временем традиционные устои. В 2006 году проблему сохранения не- материального культурного наследия народов России озвучили с самой вы- сокой трибуны – президентской. Одна- ко, не подписав конвенциюЮНЕСКО о сохранении нематериального культур- ного наследия, наша держава пошла своим путём. Министерство культуры Российской Федерации предложило свою концепцию. В числе задач – со- ставление федерального электронного каталога объектов нематериального культурного наследия. Каталогизация началась в нашей стране в 2009 году. Но, как всегда бывает в России, новше- ство поставило перед обществом и спе- циалистами очередные вопросы. Вот именно на них и попытались ответить на липецкой конференции. Каталогизация всей страны! Составить региональные и федераль- ные реестры объектов нематериально- го культурного наследия оказалось де- лом непростым. Во-первых, до сих пор нет чёткого определения самого поня- тия «объекта». Во-вторых, объектов этих немало и все они в разном «обла- чении» (например, песня и технология ткачества), а описать их для каталога нужно одинаково. Плюс ко всему у каждого региона свои задачи. В Воро- неже и Белгороде, например, работают Нематериальные сбережения В России активно формируется концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы. В областном центре культуры и народного творчества прошла научно-практическая конференция, посвящённая этой проблематике, в которой приняли участие учёные, фольклористы, мастера различных народных промыслов Центрального Черноземья № 13 (187), 9 – 15 апреля 2012 г. Романовская игрушка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz