Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

40 культура В Ы С ТА В К И № 11 (185), 26 марта – 1 апреля 2012 г. начинает видеть будто бы под другим углом. И внезапно на вас снисходит просветление: да, всё вокруг именно так! Словно попадаешь внутрь мульт- фильма, в Зазеркалье, в параллельную реальность. Критики могут возразить: при чём тут реальность? фантазия чи- стой воды! Так, да не так. Посмотрите на вещи с иного ракурса и подумайте о том, что мироздание формируется смо- трящим на него человеком, его воспри- ятием. И без того, что человек смотрит на стол и говорит: вот он – стол, – ника- кого стола не существует и в помине. Более того, стол для каждого смотря- щего будет разным. Миллион версий стола для миллиона пар глаз. Так что, товарищи, не отказывайте Нине Алек- сандровне Свиридовой в её неотъемле- мом праве преломлять действитель- ность (или формировать её?) с помо- щью своего индивидуального зритель- ного инструментария. Тем более что таким зрением обладают единицы. Единицы взрослых. И абсолютное большинство детей – уж извините меня за невольное обращение к подобному сравнению. Просто мозговая матрица ребёнка не замутнена представления- ми о бытии, навязанными и усреднён- ными с помощью социальных норма- тивов и догм. А вот наша с вами матри- ца, к сожалению, замутнена. Опус о противоречивости жанра Следствием этого замутнения явился полемический дискурс, в который мы вступили с моим коллегой по пути на следующую экспозицию – в Областную картин- ную галерею. Там весь второй этаж отдали под работы мастеров из Сою- за русских художников (СРХ), вот уже в третий раз нагрянувших в Ли- пецк. Коллега утверждал, что вот, дескать, тради- ции реалистического ис- кусства, ревностно обе- регаемые участниками творческого объедине- ния, – это хорошо, это по- настоящему. Естествен- но, по-настоящему. На то она и есть – реалистическая живопись. «Но не всем же берёзы писать да поко- сившиеся избушки!» – парировал я. Кстати говоря, представители СРХ ут- верждают, что охотников изображать сегодня такие простые и близкие рус- ской ментальности сюжеты– днём с ог- нём не сыщешь. Более того, централь- ную идею вновь открывшейся экспози- ции участники Союза сужают до кон- кретной проблемы: жива ли в отечественной живописи традиция жанровой картины и востребована ли она у публики? Собственно, на этом де- лается фундаментальный акцент, кото- рый и отличает выставку от двух пред- шествующих. –Для представленного проекта мы спе- циально привлекли мастеров жанро- вой живописи, – комментирует пред- седатель Союза русских художни- ков Юрий Гера- симов . – Нас часто спрашива- ют: где современ- ный нерв? С дру- гой стороны, воз- никает встречный вопрос: а должно ли искусство в наше время вскрывать острые социальные противоречия, впадать в негативизм? Ведь стоит вклю- чить телевизор, и всё это немедленно обрушивается на зрителя. Мне видит- ся, что задача перед нами стоит иная – освещать темы, связанные, например, с историей России (Куликовская битва или Бородинская) либо с православной культурой. И тут как раз проявляется актуальность нашего подхода, ведь тот же Суриков посмотрел бы на события Куликовской битвы по-иному, нежели современный реалист. Мышление ме- Н. Свиридова. «Цветы» Н. Свиридова. «Отражение в Дону»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz