Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

28 Д Е Т И общество Чудинова в одной из своих статей пи- шет: «Волна самоубийств подростков связана с подражанием их более «удач- ливым» сверстниками, которые из-за суицида стали «героями дня»… Самая частая ошибка говорить, что подростки пребывают в конфронтации с социу- мом. Подростки – существа полностью социальные. Просто живут они по за- конам собственного социума, чьи гра- ницы не совпадают с социумом взрос- лых. В отличие от детей и молодёжи по- старше, у подростков гипертрофирова- на подражательность. Ни шага вправо-влево от того, какую одежду принято носить в их кругу, что надле- жит делать с волосами. Пирсинг – костьми ляжет, а сделает, если уже сде- лали другие, то же с татуировкой. Под- ражают друг дружке, подражают куми- рам. И в случае, если ровесник сделал нечто, привлекшее всеобщее внима- ние, кумиром оказывается он». Болезненная автономизация Наш мир сильно поменялся. Я знаю многих людей, которые дома после ра- боты общаются только в социальных сетях, в чатах и форумах Интернета. Их довольно сложно вытащить на прогул- ку. А современные подростки без все- мирной паутины и жизни не представ- ляют. Говорю это не понаслышке: у са- мой сын – одиннадцатиклассник. Вроде ничего плохого в Интернете нет: информации в нём столько, что спра- вочной литературы можно и не поку- пать. Но дети-то в Интернет не за зна- ниями лазят, а за общением с виртуаль- ными собеседниками, которые очень быстро становятся им дороже отца с матерью, дороже реальных друзей. А это значит, что мы, взрослые, настоль- ко увлеклись своей жизнью, зарабаты- ванием денег и поиском удовольствий, что сами обрекли наших детей на обще- ние с этим миром через бездушные ма- шины. Есть ещё и другие причины, которые кроются в самой природе человека. Ведь не случайно подростковый воз- раст называют переходным. – В подростковом возрасте ребёнок на- чинает отпочковываться от матери и отца, – говорит Юрий Солошенко. – Зарождается процесс автономизации личности. В этот период ребёнку чрез- вычайно важно найти своё место, уста- новить социальные связи, войти в иерархию сверстников, не быть в ней по- следним. Сам процесс отсоединения от родителей проходит очень болезненно, и для родителей тоже. Автономизация личности сопровождается чувством острого одиночества, родители не по- нимают ребёнка, подросток сам себя не понимает. В это время он может пере- жить и первую любовь, и первое разоча- рование, причём чрезвычайно болезнен- но, потому что психика у него незрелая. А чувства его намного сильней, чем у взрослых. В этом возрасте у большин- ства детей возникают серьёзные психо- логические проблемы. Но если крепки се- мейные узы и социальные связи, то про- цесс автономизации проходит более спокойно и не вызывает серьёзных про- блем. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители уделяли своим детям как можно больше внимания, разговари- вали с ними, объясняли, советовали. Не надо давить на подростков, этого они не выносят. И главное – замечайте все ме- лочи, связанные с поведением ребёнка. Потому что в большинстве своём те, кто собирается покончить с собой, по- дают прямые или косвенные сигналы. Либо заводят разговор о смысле жизни, ищут форумы с обсуждением темы смерти. Как правило, сигналы получа- ют минимум шесть самых близких лю- дей, потому что ребёнок понимает, что в случае его смерти именно они будут страдать больше всего. Ликвидируем неграмотность Подростковый возраст опасен своей эмоциональной нестабильностью. Ре- бёнок может запросто впасть в депрес- сию или в агрессию. И то, и другое со- стояние может спровоцировать суици- дальное поведение. Оно проявляется не только тем, что ребёнок предприни- мает попытки самоубийства. Это и бро- дяжничество, и алкоголизм, и нарко- мания, то есть, всё, что связано с опас- ностью для жизни. – Двадцать процентов самоубийств со- вершают люди в состоянии алкогольно- го или наркотического опьянения, – го- воритЮрий Николаевич Солошенко. – Обычно до того, как человек выпил пер- вую рюмку, у него и в мыслях не было покончить с собой. У пятидесяти про- центов подростков, решившихся на са- моубийство, к трагичному сценарию приводят депрессии различной этиоло- гии. Причины разные – смерть близкого человека, неразделённая любовь, ссора с лучшим другом или родителями, «на- падки» учителя. Ребёнок хочет изба- виться от душевного страдания и часто не видит другого выхода, как уход из жизни. Родители должны быть очень внимательны: если ребёнок в случае тя- жёлой утраты впал в депрессию, это может быть сигналом: он психически не уравновешен и даже не здоров. Здоровые дети смерть близких людей пережива- ют достаточно выдержанно. – Да, нельзя забывать о том, что суици- дальное поведение подростка может быть проявлением заболевания психики, – подтверждает Наталья Залесная. – Любые изменения в поведении ребёнка должны насторожить родителей: плохо спит, без аппетита ест, стал пропу- скать школу, утратил свои прежние ин- тересы, неожиданно увлёкся чтением литературы депрессивного содержания, однообразной тематики, без причины стал посещать кладбище или совсем пе- рестал выходить из дома, мотивируя это тем, что окружающие к нему плохо относятся. В таких случаях, конечно, необходимо показать ребёнка специали- сту – психиатру или психологу. У нас в стране почему-то не модно ходить к психиатрам. Многие люди считают, что если пошёл к врачу в психоневроло- гический диспансер, значит, ты уже ме- ченый. Это элементарное невежество. Юрий СОЛОШЕНКО: Автономизация личности сопровождается чувством острого одиночества, родители не понимают ребёнка, подросток сам себя не понимает. В это время он может пережить и первую любовь, и первое разочарование, причём чрезвычайно болезненно, потому что психика у него не зрелая. Но сами чувства его намного сильней, чем у взрослых wordpress.com № 11 (185), 26 марта – 1 апреля 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz