Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
25 общество Ш К О Л А ют о том, что люди не спешат от- давать предпочтение религиоз- ным предметам. В тех регионах, где курс «Основы религиозных культур и светской этики» уже включён в учебную программу, основы светской этики выбрали около сорока семи процентов родителей и учеников, основы православной культуры – почти тридцать процентов, основы мировых религиозных культур – двадцать, основы исламской культуры – более пяти про- центов и основы буддийской и иудейской культуры– около одного процента. Чтобы ситуация изменилась, нам нужно ждать смены поколения? – Здесь уместнее говорить о поколе- нии, которое мы теряем. Ведь Церковь даёт возможность какому-то числу лю- дей утвердиться в своём выборе. Наша страна огромна и по территории, и по количеству религиозных конфессий. Православная Церковь объединяла многих и многих наших сограждан. Но она никогда не была общностью пода- вляющего большинства населения. И мне кажется, главная причина того, что родители и дети делают выбор в пользу светской этики, кроется в том, что люди объективно чувствуют – пока в школе нет квалифицированных педагогов, которые могли бы преподнести исто- рию какой-либо церкви достойно и грамотно. К сожалению, Православие – не исключение. Поэтому сейчас остро стоит вопрос о расширении временных границ модуля религиозного воспита- ния и образования. Не замыкать его только на четвёртом классе. Мне ка- жется, что со временем и это может из- менить ситуацию. И если ученики стар- ших классов станут делать осознанный выбор предметов духовно-нравствен- ного образования, то и цифры в про- центах могут измениться. Но посмот- рите, ведь школьного учителя мы гото- вим в вузах пять или шесть лет. А на пер епод готовку п р е п о д а в а т е л я «Основ религиоз- ной культуры и светской этики» отведено несколь- ко десятков часов… – …Боюсь, что в та- ком случае повто- рится ситуация со школьными психологами, которые в большинстве своём – переученные педа- гоги, и, естественно, доверие к ним, мяг- ко скажем, не очень… – И ещё немаловажно наличие симпа- тии и любви к своей новой профессии, душевного резонанса. То есть человек, преподающий основы культуры одной из конфессий, должен как минимум быть её приверженцем, то есть воцер- ковленным человеком. – А не проще тогда преподавателей брать из самих церквей? – У нас по закону церковь отделена от государства. Поэтому мы можем, гово- ря канцелярским языком, оказывать образовательные услуги только в рам- ках, например, православных гимна- зий, воскресных школ. Закон даже предполагает, что мыможем открывать конфессионально ориентированные институты и даже факультеты в свет- ских учреждениях. Но не более того… – Но ведь среди священства есть и люди, получившие светское педагогическое об- разование? – Конечно, если у священнослужителя есть соответствующее образование и желание, а главное – возможности ра- ботать в школе, мало кто ему в этом мо- жет отказать. Но по нашим подсчётам это около двух с половиной процентов от общего числа священников, имею- щих высшее светское образование. То есть и этиммы ситуациюникак не изме- ним. Да к тому же в некоторых сёлах и деревнях вообще нет школ. И куда идти священнику-педагогу, основное при- звание которого служить Богу и людям, заниматься своим приходом? Конечно, с батюшек никто не снимал социально- го служения обществу, но священством не нужно подменять функции государ- ства. То есть здесь нужно следовать духу соработничества. – На ваш взгляд, введение «Основ рели- гиозных культур и светской этики» – это ликбез или попытка приоб- щить детей к традицион- ным основам светской и ду- ховной культуры? – Знаете, моя бабушка де- вочкой училась в церков- но-приходской школе. За- нятия проводились зи- мой, когда не было поле- вых работ. Так вот она знала историю России, Закон Божий, русский и церковно-сла- вянский языки, арифметику, хотя по всем официальным документам прохо- дила как неграмотная. Так вот именно бабушка помогала мне учиться в на- чальной школе. И уже намного позже, когда стал священником, я иногда об- ращался к ней с вопросами, на которые она всегда находила ответы. Она до конца своих дней дословно цитировала Ветхий и Новый Завет. И это всё в неё вложили в той самойшколе. Но сегодня не стоит давать никаких определений происходящему, остановимся на слове – эксперимент. Конечно, он рассчитан на будущее. Потому что в большинстве случаев за несколько десятков часов невозможно изменить мировоззрение человека. Можно только показать на- правление, в котором необходимо дви- гаться. Необходимо отвоевать эту пядь земли. И уже отсюда начинать движе- ние. Если мы потеряем эту канву, за ко- торую нам нужно держаться как за спа- сительный трос, то потом, возможно, будет уже поздно… Позвольте завершить своё обращение к Вашей читательской аудитории, нерав- нодушной, думающей и чуткой, веч- ным Христовым призывом: «Не пре- пятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19. 14), ибо в этих словах содер- жится обращение к родителям, педаго- гам, власть имущим– ко всем взрос- лым, желающим доброго и благого сво- им детям. . Беседовала Евгения ИОНОВА № 11 (185), 26 марта – 1 апреля 2012 г. Игумен Митрофан: Мы всегда и везде должны уважительно говорить о своей науке и об истории. А история нашей страны – это в том числе и утверждение Православия на российской земле. И тогда мы придём к объективной истине, которая может рассматривать и религиозную точку зрения, и далёкую от неё Patriarchia. ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz