Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
24 общество Ш К О Л А или правильнее сказать – послушание: отец Митрофан стал заместителем Председателя Отдела религиозного об- разования и катехизации Русской Пра- вославной Церкви. – Батюшка, надеюсь, что с новым назна- чением вы не уйдёте, скажем так, в цер- ковные чиновники, а останетесь пасты- рем… – Приняв священнический и тем более монашеский сан, ты уже окончательно встаёшь на особый путь. Сойти с него нельзя. Приведу пример. Святитель Антоний Воронежский однажды во сне увидел себя распятым на кресте. После пробуждения он услышал голос своего предшественника, первого Воронеж- ского епископа святителя Митрофана, который говорил, что мы не можем сами сойти с креста – нас могут только снять с него. В церковной жизни есть свои правила: мы не можем выбирать себе послушания, назначения. А моё новое послушание – это не чиновничья работа. Это ответственное место при- ложения моих знаний, усилий и навы- ков. Господь нас ведёт своим промыс- лом, иногда, скажем так, на сопротив- ление. Вот, к примеру, в начале своего церковного пути я очень боялся послу- шания готовить еду на монастырской кухне. Но ведь именно так и случилось. Когда я впервые приехал на Валаам, меня благословили именно в трапез- ную. Я не был белоручкой: и в армии отслужил, и по дому маме помогал, так как очень рано потерял отца, но работа на кухне была для меня чем-то совер- шенно незнакомым. А потом в Вороне- же, будучи уже в священном сане, мы разговаривали с владыкойМефодием о послушаниях. И я сказал, что самым сложным и ответственным считаю пе- дагогику, потому что знаю это всё на примере мамы-учителя. На это владыка мне ответил: раз ты так боишься педагоги- ки, она скоро обязательно к тебе придёт. По его словам се- годня всё и сбывается. Я начи- наю заниматься делом вроде бы и знакомым, но пока ещё неизведанным: мне многое не- понятно, многое предстоит уз- нать, над многим поработать. При этом я остаюсь наместни- ком Древне-Успенского монастыря в Липецке и ответственным секретарём журнала «Вестник церковной истории» (это единственное периодическое цер- ковно-научное издание, приложение к «Православной энциклопедии»). Про- сто у меня появилось ещё одно новое послушание в Синодальном отделе ре- лигиозного образования. – Тогда с кем, как не с вами, можно обсуж- дать введение в школьную программу комплексного учебного курса «Основыре- лигиозных культур и светской этики». В 2009 году школам в двадцать одном реги- оне Российской Федерации в качестве экс- перимента предложили апробировать этот курс. Результаты, как мне кажется, не должны никого удивлять: большинство родителей и детей выбрали из шести мо- дулей основы светской этики… – Сейчас у родителей и детей ещё есть время подумать и сделать осмысленный выбор. Никто не имеет права заставить отдать свой голос за тот или иной мо- дуль. Конечно, Москва и Санкт- Петербург будут стоять особняком, и православный курс здесь вряд ли будет многими выбран, хотя бы потому, что это многомиллионные, многонацио- нальные и разноконфессиональные мегаполисы. В провинции, безусловно, процент выбравших основы православ- ной (а в некоторых регионах – ислам- ской, иудейской и буддийской) культу- ры будет больше. Но в этом случае нуж- но понимать, что основы православной культуры – это не просто христианский культуроло- гический курс. Это основы нашей российской культу- ры. И в этом отношении такой выбор людей дол- жен быть поддержан самой Церковью. Нужно пони- мать, что в сознании ре- бёнка не должно возни- кать некоего дуализма, когда в курсе ре- лигиозно-нравственного воспитания ему будет сказано одно, а, например, на уроках естествознания или биологии он получит знания совершенно иного по- рядка. В этом случае ученик может на- чать протестовать и, как следствие, от- торгать один или несколько предметов. Помните, о чём говорит Книга Прит- чей: «Давайте воспитание юноше по его уровню, тогда он, даже состарившись, не отвернётся от него». Поэтому мы всегда и везде должны уважительно го- ворить о своей науке и об истории. А история нашей страны– это в том числе и утверждение Православия на россий- ской земле. И тогда мы придём к объек- тивной истине, которая может рассма- тривать и религиозную точку зрения, и далёкую от неё. – Тем более что никакая теория эволюции не отрицает божественного происхожде- ния мира… – Конечно. А всяческие заблуждения – это следствие той идеологии, что го- сподствовала на протяжении семидеся- ти лет. Здесь уместно опереться на ми- ровой опыт: когда выжелаете получить гражданство какой-либо из ведущих стран мира, то сдаёте несколько экза- менов, в том числе и по религиозной истории государства. – На ваш взгляд, этот эксперимент быстро приживётся в нашей школе? Ведь социо- логические исследования свидетельству- № 11 (185), 26 марта – 1 апреля 2012 г. Игумен Митрофан: Основы православной культуры – это не просто христианский культурологический курс. Это основы нашей российской культуры. И в этом отношении такой выбор людей должен быть поддержан самой Церковью osn_prav_kultury.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz