Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ В подготовке материалов использованы сборник «События и даты липецкого края» на 2012 год, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 27 марта 30 марта 1987 год. Двадцать пять лет тому назад впервые открыл свои двери для посетителей музей НЛМК. Современная экспозиция даёт представление о масштабах производства, структуре компании и географии её деятель- ности. Посетители знакомятся с достиже- ниями НЛМК, основными видами продукции комбината. В музее представлены разделы об истории возникновения металлургии в липецком крае, о железоделательных за- водах петровской эпохи, о строительстве и пуске Новолипецкого завода, об основных этапах его послевоенного развития. Карта полезных ископаемых наглядно показывает богатство недр земли липецкой. В Галерее славы помещены портреты руководителей компании, передовиков и новаторов произ- водства. Конференц-зал и видеозал обору- дованы новейшими мультимедиасистемами. Сегодня музей – это научно-методический и учебно-просветительский центр НЛМК. «Из зала в зал, переходя...» 1872 год. Композитор Сергей Василенко родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета, Московскую консерваторию. Ещё в 1882 году маленький Серёжа с мамой впервые приехал в только что купленное имение в деревне Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области). Затем он неоднократно наведывался сюда. Здесь им были созданы многие музыкальные про- изведения, в том числе Вторая симфония, «Экзотическая сюита», опера-кантата «Сказание о граде Великом Китеже и Тихом озере Светояре». После создания этой опе- ры в 1902 году о Василенко заговорили как о композиторе со своеобразным талантом. В 1903-1905 годах он был дирижёром Мо- сковской частной оперы Мамонтова, в 1907 организовал цикл общедоступных «Исто- рических концертов». В 1907-1950 годах Сергей Никифорович состоял в должности профессора Московской консерватории. Ранние сочинения композитора отмечены влиянием русского фольклора и старообряд- ческих напевов. Чуть позже прослеживается связь его творчества с поэзией символизма (романсы на стихи Александра Блока и Вале- рия Брюсова). Его самые известные творения для оркестра: симфония «Hircus nocturnus» («Полёт ведьм») и «Сад смерти» – своео- бразные симфонические поэмы по сюжетам сказки Оскара Уайльда «Дух Кентервиля». Эти произведения были написаны компози- тором в стиле импрессионизма. Василенко интересуется народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её моти- вы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его музыка отличается богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазией. Василенко – автор симфоний, опер, балетов, сочинений для оркестра, концертов для солирующих инструментов драматического театра и музыку к кинофильмам. Он издал по- собие «Инструментовка для симфонического оркестра» и книгу воспоминаний. Сергей Ни- кифорович внёс ценный вклад в разработку музыкальной культуры Востока, особенно Уз- бекистана и Туркменистана. В 1939 году ему было присвоено звание «Народный артист Узбекской ССР». Доктор искусствоведения, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии Василенко был награждён двумя орденами Ленина. Он сотворил более двухсот музыкальных произведений. Умер Сергей Ни- кифорович 11 марта 1956 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве. В музее Долгоруково создана экспозиция о компо- зиторе, разработан туристический маршрут «Царёвка – усадьба композитора С. Н. Василенко». Именем композитора названа детская школа искусств в Долгоруково. В этом году школе исполняется 40 лет. В эти юбилейные дни в районе проходят Василенковские музы- кальные вечера. А при школе искусств скоро откроется детская филармония. Импрессионист русского фольклора и восточных мотивов К 140-летию со дня рождения Сергея Никифоровича Василенко 31 марта (сб.) – Похвала Пре- святой Богородицы (Суббота Акафиста) . Празднование это Пресвятой Богородице установ- лено в воспоминание чудесного спасения Константинополя в 626 году от персов и аваров, осадив- ших многочисленным войском столицу христианской Византии. Тогда Патриарх Сергий, собрав народ, совершил крестный ход по стенам города с Влахернской иконой Божией Матери, написанной ещё евангелистом Лукой. При погружении в тихие воды залива Честной ризы Пресвятой Богоматери море вдруг взволновалось и потопило вражеские корабли. Бывшие у стен города враги также были вскоре изгнаны. Народ был восхищён столь яркой и быстрой помощью Пресвятой Девы и всю ночь, стоя на богослужении во Влахернском храме, возносил небесной Заступнице горячие и усердные молитвы, хвалы и благодарности. Тогда впервые и было написано хвалебное песнопение – Акафист Пресвятой Бого- родице диаконом Великой Константино- польской церкви Святой Софии Георгием Писидийским. Этот Акафист является первым и главным до сих пор. Главный Ака- фист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита). И сейчас ежегодно нынешним днём в каждую субботу 5-й сед- мицы Великого поста на утрене священник читает этот главный Акафист на середине храма пред иконой Пресвятой Богородицы при открытых Царских вратах. При этом со- вершается полное и малое каждение храма. В этот день несколько послабляется пост. Нужно сказать, что по образцу этого первого и главного Акафиста Пресвятой Богородице составлены были и другие: Иисусу Слад- чайшему, святителю Николаю Чудотворцу, архангелу Михаилу и т.д. Да и вообще, каждому святому в знак памяти и его заслуг перед христианским миром, составляются торжественные акафисты. 1 апреля (вс.) – Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Сегодня и ежегодно в 5-е воскресенье Великого поста Святая Церковь вспоминает и чтит как пример для подражания в борьбе с пороками и страстями преподобную Марию Египетскую, которая жила в нача- ле VI века в Малой Азии. Уйдя в 12 лет из дома, она в течение 17 лет вела распутную жизнь. Однажды с группой паломников она приехала в Иерусалим на праздник, но невидимая сила не позволила ей, сколько бы она ни старалась, войти в храм вместе с верующими. Тогда она, охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, ста- ла страстно молить Бога простить ей грехи, обещая исправить свою жизнь. После этого, войдя в храм и пролив слезы у Гроба Господ- ня, она вышла совершенно другим челове- ком и удалилась в безлюдную Иорданскую пустыню, где провела 47 лет. Преподобной молятся от блудной страсти. Составитель Игорь СОРОКИН № 10 (184), 19 – 25 марта 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz