Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
42 гид Р О Д только православного священника, но и, по сути, посла российского государ- ства. Его богословские труды и сегодня пользуются большой популярностью. В 1867 году протоиерея перевели в Санкт-Петербург и назначили предсе- дателем учебного комитета при Свя- щенном Синоде. УмерИосифВасильев в 1881 году. В по- хоронах на Ново-Никольском кладби- ще участвовал весь состав Архиерей- ского собора, что бывает крайне редко. Сегодня уже не найти следов могилы замечательного сына православного Отечества. Примерно на её месте стоит памятник петербургскому градона- чальнику перестроечных времён Ана- толию Собчаку… У Иосифа Васильева было шесть доче- рей и три сына. Уверен, что среди по- томков столь сильной личности есть достойные представители фамилии. Хотелось бы собрать их всех вместе на нашей липецкой, стрелецкой земле». Увы, пока заведующего сельским музе- ем в Останкино не услышали. Возмож- но, первоначальной информации ока- залось слишком мало. Поэтому наш журнал (как сообщалось ранее) тоже решил подключиться к поиску потом- ков Васильевых. Начали с самой зна- менитой ветви родового древа стрелец- кого священника Василия Васильева. Дети Иосифа О детях протоиерея Иосифа Васильева вскользь упоминает Валентин Пикуль. И хотя его новелла «Как трава в поле» – вовсе не исторический документ в чи- стом виде, позволим себе несколько цитат из неё. Вначале ещё раз о самом священнике. «Были сороковые годы – грозные, нико- лаевские. Духовная академия столицы всегда считалась учреждением строгим, это вам не семинария в благодатной провинции, где бурсаки выпьют и заку- сят солёным огурчиком. Учили крепко. Латынь, греческий, философия, исто- рия… В это-то время и окончил академию не- кий Осип Васильев – из очень бедной, Кружком обведён богослов А.Л. Катанский почти нищенской семьи, но парень удивительно умный и образованный. Его дис- сертация на звание маги- стра «О главенстве папы римского», писанная им на латыни, выявила большую глубину познаний в исто- рии церкви, ему стали про- чить профессорскую кафедру. Но сту- дент от кафедры отказался, говоря, что желает служить священником. Синод не возражал, от синодальных владык было ему авторитетно объявлено: – Ладно. Ныне посольской церкви Пари- жа требуется как раз священник… Но прежде женись». Жену Осип выбрал из шести дочерей свя- щенника церкви на Волковом кладбище Евфимия Флёрова… «Осип Васильев по зрелому размышлению остановил свой выбор на Аннушке, благо училась в пан- сионе Заливкиной и французский язык понимала. Потем временам дочерей свя- щенников почти не учили, считая, что и без ученья прожить можно, а вот клад- бищенский поп шагал впереди своего вре- мени, и девицы его даже танцевали, буд- то смолянки… Сразу после свадьбы молодой благочин- ный с женою отбыли в Париж, а поспели туда как раз к революции, когда народ свергал короля Луи Филиппа, на улицах возводились баррикады, окна пришлось затыкать подушками, из которых по утрам вытряхивали пули, застрявшие в перьях. Под звуки выстрелов Анна Ефи- мовна без особой натуги, а даже с неко- торой приятностью спешно родила пер- вую дщерицу, а потом как пошли, как по- ехали – дочка за дочкой, только успевай святцы листать, чтобы имя достойное избрать ради крещения новорождённой. Иногда мадам Васильева выводила сво- их детей на прогулку – до парка Монсо и обратно. Все девочки в беленьких пла- тьицах, в одинаковых прюнелевых ту- фельках, все в одинаковых шляпках «а ля фурор», каждая младшая держалась за поясок старшей, идущей впереди, а сама мать время от времени раздавала им несерьёзные «шпандыри», чтобы вели себя чинно и благопристойно…» Заметим, что Иосиф Васильев, как ут- верждает в своей статье «Сюртук, под ним – наперсный крест» историк Ма- рия Одерова, трепетно относился ко всему, что было связано с Россией, дер- жал в доме только русскую прислугу, строго следил за тем, чтобы между со- бой члены семьи говорили по-русски. При этом… парижский протоиерей сво- бодно говорил и писал по-французски, носил светскуюодежду, имел в доме бо- гатый винный погреб, держал соб- ственный экипаж. Дочь священника вспоминала: «Что русская колония очень любила и уважала моего отца, это ещё не было удивительным: многие за- граничные священники пользовались также любовью своего прихода; но нео- бычно то, что отца моего также ценило французское высшее общество кварта- ла Сен-Жермен, куда он приглашался в салоны знати» . Нам ещё предстоит выяснить, какой именно из дочерей принадлежат эти слова. А пока обратимся к косвенным источникам, чтобы узнать о старшей. Старший зять Первую дщерицу Васильевы назвали Софией. Намникакне удавалось найтио ней сведения. И вот неожиданно они от- Иосиф Васильев исполнял роль не только православного священника, но и, по сути, посла российского государства. Его богословские труды и сегодня пользуются большой популярностью Александр Львович Катанский № 10 (184), 19 – 25 марта 2012 г. Картина Ирины КОВАЛЁВОЙ «Богословие и жизнь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz