Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
29 экономика А К Т УА Л Ь Н О Е И Н Т Е Р В Ь Ю № 9 (183), 11 – 18 марта 2012 г. гателей. Устоял едва ли не один-един- ственный НЛМК. Да и то только потому, что стальные слябы и чугун требовались для дальнейшего передела и Штатам, и Евросоюзу. Требуются они и сегодня. И, видимо, для НЛМК вступление в ВТО ста- нет благом. Ну а как быть другим? Тем же фермерам, нервно вздрагивающим при каждом сообщении о возможном сниже- нии пошлин на заморские продукты. – Не будем обольщаться. Сельскому хо- зяйству придётся действительнонелегко. Но у него есть время для подготовки к ис- пытаниям, поиска конкурентных преи- муществ. Кстати, Липецкая торгово-про- мышленная палата решила воспользо- ваться им, запланировав серию целевых семинаров для бизнеса. И это – во- первых. А во-вторых, у фермеров в пере- ходный период появятся дополнитель- ные финансовые возможности. Прото- колом о присоединении к ВТОпредусмо- трено, что в течение первого года работы поновымправиламсельскихпроизводи- телей ожидает двойное увеличение мер поддержки. То есть если сегодня агро- предприятия получают 4,5 миллиарда рублей в год, то в 2012 и 2013 годах они смогут получить уже 9 миллиардов. В дальнейшем, правда, размер субсидий возвратится к нынешнему уровню в 4,7- 4,5миллиарда. Но в любом случае это оз- начает, что село не теряет ничего. Более того, государство сможет даже увеличить финансовые потоки в деревню, если су- меет рационально воспользоваться воз- можностями, которые предоставляет си- стема так называемых янтарной и зелё- ной корзин. Первая – это меры прямой поддержки товаропроизводителя, и они будут жёстко ограничиваться. Вторая – это поддержка, скажем так, опосредован- ная. Она предполагает вложения в ин- фраструктуру, исследова- ния, борьбу с вредителями. Здесь государство может по- зволить себе очень многое. – И даже провести тихую «зелёную революцию»? –Ну если не революцию, то, по крайней мере, хотя бы пересмотреть политику субсидирова- ния сельского хозяйства и чётко вычле- нить те деньги, которые нелегитимно находятся в янтарной корзине, и пере- направить их в корзину зелёную… – …в которой, судя по всему, нет ни Ли- пецкого тракторного, ни вообще всего российского тракторостроения. Некогда вполне уважаемая не только у нас, но и на планете отрасль ныне практически полностью уничтожена. Между тем без длинногошлейфа машин довольно слож- но представить себе высокопродуктив- ное сельское хозяйство. Разве что дере- венские задворки и разрушенные коров- ники… – Это результаты предшествующей по- литики, каких-то внутренних проблем, и о роли ВТО говорить здесь просто нет смысла. Однако вступление в организа- цию вполне может стать серьёзным сиг- налом и стимулом для инвесторов и, в конечном счёте, для восстановления всего того, что сегодня разрушено. – Уже стало. В Липецк пожаловал не очень тихий американец «Джон Дир» со своими тракторами и, вполне возможно, отвёрточными технологиями. Но зачем они нам? Как известно, это стандартный джентльменский набор для стран третье- го мира. Россия же претендует на возвра- щение в сообщество великих техниче- ских держав. Может, ВТО нам поможет? – Почему бы и нет? Очевидно: для того, чтобы уверенно себя чувствовать на ми- ровом рынке, нужно производить высо- кокачественнуюпродукцию. Апроизво- дить её можно только на современном оборудовании. То есть так или иначе его придётся регулярно и модернизировать, и обновлять. Играя по правилам ВТО, сделать это будет проще и дешевле. Хотя бы из-за снижения пошлин. А закупать нам предстоит многое, потому что это многое мы разучились производить. Придётся учиться заново. И никто за нас это делать не будет. Более того, пре- зидент ВТО не придёт и не станет поу- чать: «Господа! Вот вам нужна модерни- зация, сделайте это и это». – Хорошо. Однако отвлечёмся от техниче- ских проблем и обратимся к людям. Адеп- ты ВТО, дабы подсластить пилюлю, не уставали повторять, что вступление в ор- ганизацию и открытие отечественного рынка для иностранных товаров немед- ленно и самым приятным образом ска- жется на ценах. На всё – от дорогих авто- мобилей до дешёвых айфонов и айпадов. Вы разделяете этот оптимизм? –Не настолько. Если посмотреть на гра- фик снижения пошлин на автомобили, то после присоединения к ВТО они со- ставят 25 процентов, а затем будут плав- но снижаться до 15 процентов в 2018 году. Это не мало, однако и не так много как, возможно, хотелось бы покупате- лям. Кроме того, я не верю, что если по- шлина снизится на какое-то количество пунктов, то пропорционально снизится и цена на автомобили. – Таковы особенности отечественного це- нообразования? – Не только отечественного. Фирма-по- ставщик может расценить свалившееся с неба изменение пошлин как некую Ольга ТРОФИМЕНКО: ВТО, объединяющая подавляющее большинство стран мира с рыночной экономикой, включает в свой состав и очень авторитетный суд, решения которого принято исполнять Встреча в Липецкой торгово-промышленной палате с бизнесменами региона
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz