Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
41 культура П Р О М Е Н А Д лее лет. Прежде, чем нанести сюжет на бумагу, художник лепит персонажей из пластилина. Что характерно, чем боль- ше художник углублялся в текст с тече- нием лет, тем аскетичнее становились его изображения, отсекавшие всё лиш- нее и несущественное, оставляя лишь самую суть. Николаев, по заверениям Колесниковой, «знает «Войну и мир» наизусть» и до сих пор, будучи в весьма преклонном возрасте (в этом году ему исполняется девяносто лет), продолжа- ет художественные изыскания, попол- няя всё новыми иллюстрациями кол- лекцию музея. – Эта выставка – исполнение мечты Льва Николаевича, – подытоживает Анна Колесникова. – И мы имеем воз- можность прикоснуться к воплощению этой мечты. Молодёжь в белом В самом конце зимы, когда белый снег превратился в грязно-белый, послед- ним напоминанием о его ослепитель- ной чистоте стал проект под названием «Белое». Выставку в Центре изобразительных искусств представила группа молодых художников. Для Станиславы Гончаро- вой, Павла Зуданова, Маргариты Мас- ловой, Анастасии Почуевой, Алексан- дры Рябовой и Федосея Туника эта экс- позиция стала дебютной коллективной работой и первой по-настоящему боль- шой выставкой. Сразу возникает вопрос: как студен- там третьего-четвёртого курсов ли- пецкого худграфа удалось пробиться в тщательно оберегаемую и пестуемую Татьяной Ивановной Нечаевой оби- тель высокого искусства, куда обычно допускают избранных? Первое слово – ей самой. – Дело в том, что этих ребят я знаю с детского возраста, – рассказывает ди- ректор Центра и куратор выставки Та- тьяна Нечаева. – Они не раз станови- лись лауреатами всевозможных кон- курсов, всегда были на виду. Объединя- ет наших сегодняшних героев то обстоятельство, что их преподавателем была Ольга Сергеевна Буева. Ей уда- лось сформировать у своих подопеч- ных хороший вкус и приобщить их к достойным идеалам. Поэтому можно даже проследить некую преемствен- ность между старшими липецкими ху- дожниками и молодым поколением. Хотя уже сейчас у каждого начинает прослеживаться индивидуальный по- черк. В общем, эти шестеро прошли хо- рошую школу. И теперь всё, что им не- обходимо, – совершенствоваться, мно- го работать. Ко мне как-то пришёл Павел Зуданов и рассказал о зарождающемся творче- ском объединении молодых художни- ков, показал картины, изложил кон- цепцию. Всё показалось чрезвычайно симпатичным, да и у Паши так горели глаза, что не пойти навстречу было просто невозможно. Мне понравилась и сама выставка, и её идея. Воодушев- ляет ориентированность участников на живописно-пластические основы и ценности искусства. Радует их творче- ское горение и желание объединиться ради сохранения этих ценностей. Бе- лый – это чистота. Как раз эту мысль молодые мастера хотят донести и через работы, и через эссе, которым они со- провождают экспозицию. В проекте «Белое» представлены стан- ковые живопись и графика, объёмные арт-объекты. Как заметила Татьяна Ивановна, создатели транслируют че- рез свои работы довольно интересную концепцию. Они говорят о белом цвете как о чём-то возвышенном… а высота всегда подразумевает свободу. И пото- му белый цвет – ещё и свободный или, скорее, освобождённый. Освобождён- ный от суеты и излишеств, рождения и распада. Освобождение от предубежде- ний и предрассудков даёт безгранич- ную свободу в отношениях. Отношение к искусству, с искусством. Отношение с цветом. Отношение к современности. Отношения искусства и современно- сти. Современности к нам самим. Белое – не «чистый лист», а отражение. Отра- жение наших отношений с современ- ным миром – шатким, разноплановым. Вот такой диалог ведёт со зрителем пространство экспозиции – светлый и большой зал Центра изобразительных искусств. Беседа эта ни к чему не при- нуждает, а лишь носит оттенок чистоты и свежести, граничащих с наивностью. – Мы приглашаем современников сде- лать собственный «первый шаг», – за- являют молодые мастера, – и пережить вместе с нами неповторимый опыт бе- лого. Тут не просто картины в светлых тонах, ведь каждый из нас воспринял и реализовал поставленную задачу по- своему. Таким образом мы намекаем ещё и на разность, неоднозначность, ассоциативность восприятия. Несмотря на то, что выставка была де- бютной для новообразованного кол- лектива, масштаб сразу был задан со- лидный – это выражалось, в частности, Молодые художники и их белый велосипед Арт-объект № 8 (182), 27 февраля – 4 марта 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz