Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
47 культура Т Е А Т Р становки) я написал ещё несколько пьес (они были сыграны лишь годы спустя). Так я, незаметно для себя, стал профессиональным драматургом. Тем не менее, прежней своей профессии я не оставлял никогда, потому что она мне нравится. Что касается заработка, то в последние годы я зарабатываю себе на жизнь ис- ключительно драматургией. – Какие собственные произведения вы считаете наиболее удачными? – Есть у меня пьесы, которые мне нра- вятся и есть такие, которые нравятся меньше. Наибольшим спросом в теа- трах пользуются «Любовь до потери памяти», «Свидания по средам», «Ры- царские страсти», «Сейчас или никог- да» и многие другие. Но я отдаю своё сердце другим произведениям, напри- мер, «Балагану» или «Театральной ко- медии». Однако я не уверен, что най- дутся театры, которые воспримут их эстетику. Одна из лучших моих пьес («Давай займёмся сексом!») переведе- на на двенадцать языков, но в России поставлена только одним театром (зато театромВиктюка). А вообще, выделить что-то из тридцати восьми пьес трудно. – Много ли приходилось видеть постано- вок по собственным пьесам? –Приходилось видеть довольно много, хотя я не часто езжу на премьеры: нет времени или желания. «Комнату неве- сты» я как раз ещё нигде не видел. Очень часто при просмотре спектакля по своей пьесе испытываешь чувство стыда. Театр ведь не только «увеличи- тельное стекло» (знаменитое выраже- ние Маяковского), но и очень часто – кривое зеркало. Искажение и сокраще- ние текста, отсебятина, режиссёрские трюки, надуманные и навязчивые трак- товки, плохая игра, всё это способно опошлить и полностью убить любую пьесу. К тому же, теперь в моде играть «не текст, а против текста». В этом ре- жиссёр видит возможность проявления своей личности и самоутверждения. Однако бывают, конечно, постановки, в которых векторы драматурга и театра совпадают, и тогда подобно Алексан- дру Сергеевичу, хочется повторять: «Ай да Красногоров, ай молодец!». Во- обще же, главное наслаждение получа- ешь не от исполнения, не от аплодис- ментов и прочего, а от самого процесса писания. Тогда чувствуешь себя твор- цом, создающим мир из ничего. Я ни- когда не писал пьес по заказу. Лучшие спектакли по своим пьесам я часто видел не в наших столицах, а в са- мых неожиданных местах: в Петроза- водске, Краснодаре, Ереване, Одессе, Хайфе, Брно (Чехия), в маленьком бол- гарском городе Пазарджике, в неболь- шом нью-йоркском театре на офф- офф-Бродвее... На мой взгляд, наши периферийные театры ничуть не усту- пают хвалёным столичным, и при этом в них меньше спеси и самомнения. Правда, нередко теперь и в провинции театры стараются работать не столько на своего зрителя, сколько на приезжих критиков и на фестивали. Как правило, это не идёт им на пользу. Театр суще- ствует для зрителя и только для него. И современная драма – это то, чего зри- тель более всего хочет. Он хочет видеть себя и свою жизнь. – Расскажите немного о ваших последних работах для театра. . . – Мне нравится драматургия динамич- ная, интеллектуальная, но не тяжело- весная, с лёгким диалогом. Из-за этой кажущейся простоты мои пьесы пред- ставляются иногда легковесными. Я пишу произведения в самых разных жанрах – трагедии, драмы, мелодрамы, но более всего я люблю комедии, хоть режиссёры и критики (но не зрители) относятся к ним снисходительно. Одна- ко не случайно русская драматургия до- билась своих лучших достижений именно в комедии, в этом «высоком ис- кусстве разрушения иллюзий». За по- следние два-три года я написал «Трёх красавиц» (грустная и одновременно весёлая комедия для трёх актрис «золо- того возраста»), «Фуршет после пре- мьеры», «Театральную комедию», «Его донжуанский список», «Не завтра, но очень скоро». Все эти вещи разные по тематике и по жанру, но во всех присут- ствует любимая мною комедийная струя. Надо ещё добавить к ним только что написанную пьесу «Лунный свет между тенями елей» про любовь вели- кого поэта к известной красавице. Сей- час идут репетиции разных пьес в девя- ти театрах, а я сам завершаю новую ко- медию. Так что все впереди. . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) № 7 (181), 20 – 26 февраля 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz