Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

33 общество Ч Е Л О В Е К № 52 (226), 17 – 23 декабря 2012 г. – Тогда мы и слова такого не знали. Я ещё в училище переживал, что меня мо- гут оставить инструктором, или, как их у нас называли, шкрабом (школь- ным работником). При всём уважении к этой профессии я стремился в небо – летать на самых современных самолё- тах. И мечта моя сбылась, в чём помог- ла протекция в виде Красного диплома. Пришла разнарядка в научно-испыта- тельный институт ВВС в Ахтубинске, а я имел право выбора. Вот и сделал вы- бор, о котором не жалею до сих пор. За двадцать лет в Центре я прошёл все сту- пени профессионального роста от лёт- чика-испытателя до командира Пер- вой авиационной испытательной эска- дрильи. – Вы побеждали в учебных воздушных боях иностранных пилотов. Это результат превосходства в подготовке наших лёт- чиков, которые показывают фигуры высшего пилотажа? – Нужно учитывать, что Бочки и Ко- локола, которые мы видим на авиашоу, можно применять только в ближнемма- невренном бою. А чтобы завязался та- кой бой, нужно грамотно приблизиться к противнику. Поэтому мастерство лёт- чика заключается в том, насколько он способен предотвращать атаку на даль- них подступах. В воздушных боях по- беждают в основном благодаря исполь- зованию тактических приёмов и фили- гранному владению современной тех- никой. – Высокий уровень рисков – часть вашей профессии? – Конечно, испытание всех маневрен- ных и боевых возможностей новой ма- шины сопряжено с массой непредвиден- ных ситуаций. И одной смелости здесь недостаточно, нужны всесторонние зна- ния и подготовка. Поэтому я получил диплом инженера-механика, окончив факультет «Взлёт» Московского авиа- ционного института по специальности «самолётостроение». Кроме этого от- учился в Центре подготовки лётчиков- испытателей. Знаете, чем наша рабо- та отличается от профессии космонав- та? Практически каждого относительно здорового и подготовленного человека можно запустить в космос. Но далеко не из каждого хорошего лётчика мож- но сделать испытателя. Мы начинаем работать над моделью нового самолёта задолго до его появления на свет. Испы- татель участвует в разработке сложней- шего тактико-технического задания и должен точно представлять, какие зада- чи стоят перед новой техникой. На каж- дом этапе испытатель вносит свою леп- ту в создание машины, и конструкторы обязательно учитывают его мнение. По- этому, когда начинается сначала про- бежка, рулёжка, подъём колеса, от- рыв от земли и потом сам полёт, пилот уже досконально знает новую технику. Что касается рисков, то новые самолё- ты, скажем так, достаточно умные. Ис- кусственный интеллект заранее пред- упреждает пилота о надвигающейся опасности. Современные технологии и компьютерное моделирование снижа- ют вероятность нештатных ситуаций. Но исключить их невозможно. Лётчик может быть полностью готов к выпол- нению задания. Но могут произойти се- рьёзные отказы техники, когда человек не в силах что-то изменить. – А были у вас ситуации, когда приходи- лось действовать на пределе человече- ских возможностей? – Мы порою даже не догадываемся, на что способен каждый из нас в критиче- ский момент. К счастью, такие момен- ты бывают далеко не у каждого. Даже у многих лётчиков-испытателей за всю карьеру не было ни одного лётного про- исшествия. Мне в этом смысле «повез- ло», профессия не раз испытывала на прочность. В 1986 году мы с товари- щем на Су-27 сопровождали мишени в район, где их потом сбивали ракетами. И вот эта мишень, которая представля- ет собой списанный МиГ-21, управляе- мый автопилотом, неожиданно начала разрушаться в воздухе. Части крыльев, хвостового оперения на огромной ско- рости понеслись в нашу сторону. Только отличная реакция позволила мгновенно сманеврировать так, что наши самолёты «увернулись» от летящих осколков. А если говорить откровенно, то ещё и не- сказанно повезло. В 1987 году пришлось катапультироваться самому с самолёта- мишени – двигатель отказал на малой высоте. А17мая 2001 года в небе надЛи- пецком я, можно сказать, родился зано- во. В полёте при маневрировании на Су- 27 отказали пилотажные приборы, ра- диосвязь, система управления. Начался пожар, кабина заполнилась дымом. Са- мое страшное, что под самолётом в этот момент показались жилые микрорай- оны: сначала 27-й, потом 19-й... Если бы, не дай Бог, самолёт начал падать, то пришлось бы вместе с ним пикировать на какой-то пустырь, потому что поки- дать машину над городом нельзя. Но где в Липецке найдёшь пустое от домов ме- сто и попадёшь ли в него на такой ско- рости? К счастью, управляемость ещё не была полностью потеряна, двигатели работали. Мне удалось уйти в сторону Тамбовской области, выбрать большое поле, на котором я и оставил машину. – А город подумал, ученья идут, как пе- лось в одной песне… – К сожалению, так и происходило с мо- ими товарищами, которые не вернулись После тренировочного полёта на Су-17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz