Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
32 Ч Е Л О В Е К общество № 52 (226), 17 – 23 декабря 2012 г. но было сдать экзамены. Конкурс в одно из пятнадцати военных лётных учи- лищ страны – Качинское, был тогда вы- сокий. Приехало около полутора ты- сяч кандидатов, а приняли всего триста «спартанцев». Причём это действитель- но были отборные кадры. Из курсантов делали не просто хороших лётчиков, но всесторонне образованных людей. Вы- пускник знал сопротивление материа- лов, теоретическую механику, аэроди- намику, теорию реактивного двигателя, динамику полёта, конструкцию самолё- та и многие другие предметы. Но, как показывает практика, не каждый отлич- ник может летать. Ещё при поступлении мы проходили психологический отбор, во время которого проверяли сообра- зительность, реакцию, стрессоустойчи- вость, возможность сохранять работо- способность при внешних помехах. Ре- бят с четвёртой группой не брали в учи- лище. А тем, кто попал в первую группу, прощали даже невысокие оценки. Но и из них не все стали лётчиками. Каждого пятого курсанта не допустили до само- стоятельного вылета. – А вы помните свой первый полёт? – На втором курсе Качинского лётно- го училища нас перебазировали в учеб- ный полк, где мы получили путёвку в небо. У меня хранятся все лётные книж- ки, в которых описан каждый из пяти ты- сяч полётов. Только впечатления и эмо- ции остались за кадром. Но о первом вы- лете они свежи и сейчас, как будто вчера всё было. Правда, до этого я шестьде- сят раз поднимался в небо с инструкто- ром, в том числе и с командиром полка, который даёт «добро» на самостоятель- ное пилотирование. Поэтому страха не испытывал, тем более, я входил в первую группу психологической устойчивости. Когда преодолеваешь себя, чувствуешь необыкновенное удовлетворение. Сорок лет назад, самостоятельно взлетевипоса- див чешский самолёт Л-29, я был счаст- лив. Эта учебная машина прощала ошиб- ки, которые были у каждого курсанта. – Были они и у вас? – У меня было лётное происшествие. На третьем курсе в прекрасный летний день 11 июля я самостоятельно пило- тировал МиГ-21ПФ в Волгоградской области. Вдруг неожиданно на вира- же выключился двигатель. Две попыт- ки запуска оказались безуспешными. Я доложил руководителю полётов, но ре- комендаций не получил. Самолёт про- должал снижаться, земля приближа- лась, впереди блестела Волга. Садиться было некуда. Высота достигла отметки, при которой по инструкции нужно ка- тапультироваться. Не знаю, что срабо- тало в моей голове в эти доли секунды. Но я вспомнил слова старого опытного лётчика о том, что нужно открыть про- тивопомпажные створки, которые уве- личивают расход воздуха для двигате- ля. И произошло чудо – двигатель с тре- тьей попытки удалось запустить. Так что уровень подготовки наших пилотов в те годы был на высоте. – Сегодня новую смену военных лётчиков так же тщательно готовят? – У нас осталось всего одно военное лёт- ное училище на всю огромную страну – в Краснодаре. И набирают в него чуть больше двадцати человек. Да и жела- ющих поступить – не очень много. Ка- кой уж там строгий конкурсный отбор! Естественная убыль лётчиков в несколь- ко раз превышает число вновь прибыв- ших. Возникает простой вопрос: кто бу- дет летать на самолётах пятого поколе- ния, которые обещают выпустить? Нас пугают виртуальным концом света. А ведь на самом деле может наступить на- стоящий коллапс в обороноспособно- сти, когда новейшую технику некому бу- дет обслуживать и поднимать в воздух. Может быть, пригласят варягов из Аме- рики? Так они с удовольствием приедут, да ещё и заплатят России, чтобы пере- нять наши технологии и освоить самолё- ты вероятного противника стран НАТО. Сегодня следует не просто скорректиро- вать военное образование, сегодня при- шло время кричать SOS. Причём нуж- но спасать души не только преподавате- лей, которых сокращают, а всего населе- ния страны, которое может остаться без профессиональной защиты. Представь- те, что департаментом военного образо- вания Минобороны руководила барыш- ня с дипломом социолога и без малейше- го опыта работы в военном ведомстве – Екатерина Приезжева. Она определяла военную стратегию: сколько у нас долж- но быть подготовлено офицеров разных родов войск. Недавно министр оборо- ны Сергей Шойгу отправил её в отстав- ку. Я уже не говорю о таких «мелочах», как обслуживание военных городков. Они оказались брошены два года назад на произвол судьбы. Вернее, на произ- вол жилищно-коммунальной компании «Славянка». Ну, прозвучит сейчас «про- щание славянки» для Васильевой и не- скольких других фигурантов дела, а му- сор кто будет вывозить? Я говорю про мусор не в иносказательном, а в прямом смысле слова. Вот весной сойдёт снег, и мы на территории нашего военного го- родка увидим помойку. А ведь такого беспорядка не было даже в сложнейшие послевоенные годы. Как тут не перечи- тывать Иосифа Виссарионовича. – А как вам удалось после училища сразу попасть в лётчики-испытатели? По про- текции? Александр Петров вместе с Владимиром Путиным после выполнения пилотажа на Су-27 в Комсомольске-на-Амуре. 1999 год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz