Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
47 культура Ф О Т О В Ы С ТА В К А Не всегда получается спрогнозировать результат, желаемый эффект. А что та- кое портрет? Поставил четыре фонаря, сделал побольше теней – и щёлкай. Тут как раз всё достаточно предсказуемо и во многом зависит от модели. – Продолжая тему. Вы много лет занима- етесь с детьми. Что бы вы могли посове- товать людям, делающим самые первые шаги в фотоискусстве? – Мы все от природы – художники. В трёхлетнем возрасте человек рисует портрет мамы, и пусть он получается корявым, но так видит ребёнок. Точно так же и любой начинающий фото- граф, взяв камеру, будь то сотовый те- лефон или профессиональный аппа- рат, должен обладать неким чутьём, особым видением. Что ты хочешь изо- бразить – вот главный вопрос. Каждый из нас способен щёлкнуть кнопкой, снять бытовую сцену, пейзаж или груп- повой портрет. Но это не означает, что такая фотография имеет высокую ху- дожественную ценность. Да, может по- везти. Работу даже примут на выставку или просто оценят близкие. А бывает прирождённый талант, ко- торый просто необходимо вовремя обнаружить и ни в коем случае нельзя зары- вать в землю. Приведу пример. Недавно случилось побывать в За- донске. К заседанию адми- нистративного совета там открыли небольшую вы- ставку детских творческих работ. Приглянулась одна картина. Такую мог бы на- писать, скажем, старше- классник . Чувствуется взрослый взгляд. А оказа- лось – двенадцатилетний мальчишка! Он, вне всякого сомнения, обладает да- ром, способностью чувствовать и запе- чатлевать момент. Теперь самое глав- ное – помочь ему приобрести профес- сиональные навыки и мастерство. Вы можете со мной поспорить: а как же не- посредственность и незашоренность? Однако разве имеет смысл спорить, надо ли художнику или фотографу знать, как ложится та или иная краска? При дневном или вечернем освещении предпочтительнее снимать те или иные планы? Как, знаете, у киношников: они могут целый день дожидаться, пока солнце встанет определённым обра- зом, чтобы сделать одну-единственную сцену или один-единственный кадр. Подобным вещам лучше научиться сразу, что сэкономит уйму времени, ко- торое можно посвятить творчеству. Главное, как говорится, желание. Же- лание учиться, прилагать усилия, осва- ивать приёмы и технику. Даже при всём своём обширном опыте постоянно от- крываю и в камере, и в программах об- работки изображения что-то новое. Есть к чему стремиться. – Кстати, о программах. Мне кажется, что это стало уже общим местом, многие чрезмерно увлекались цифровыми эф- фектами, что напрочь убивает живость и естественность фотографии. Вы не со- гласны? – Во всём должна быть мера. И истин- ное мастерство проявляется в том, что применения «фотошопа» в результи- рующей работе вы даже не почувствуе- те. Так же, как влияют на восприятие удачно подобранная рамка и паспарту. Вы полагаете, ретушь не применялась во времена плёнки? Как бы не так! Просто тогда приходилось сидеть над негативом с карандашом и резинкой. Хороший ракурс – полдела. Художник же смотрит глубже, и компьютерная программа обработки для мастера яв- ляется лишь инструментом, станком для ретуши. Только современного уровня. Конечно, замена фона, подри- совки, чрезмерная резкость изображе- ния – то есть чисто компьютерные штучки – бросаются в глаза. Даже ре- жут глаз. Я, как вы знаете, работаю с первыми лицами области. И насколько это возможно стараюсь ретушью не злоупотреблять, по возможности – во- обще не использовать. Очень не лю- блю, когда в портретах «замазывают» родинки, морщинки… Порой смо- тришь на такую «отутюженную» фото- графию – некрасиво. Как-будто сдела- ли пластическую операцию и все кож- ные излишки натянули на затылок! Фотография должна быть естествен- ной. Естество – это миг нашей жизни, всего лишь мимолётное мгновение, ко- торого уже не вернуть. . Роман ХОМУТСКИЙ, Владимир МОСКАЛЁВ (фото) Владимир МОСКАЛЁВ: Фотография должна быть естественной. Естество – это миг нашей жизни, всего лишь мимолётное мгновение, которого уже не вернуть № 5 (179), 6 – 12 февраля 2012 г. Хозяйка лесостепной станции в Мещёрке Антонина Минаева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz