Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
14 главная тема П А М Я Т Ь № 51 (225), 10 – 16 декабря 2012 г. либо приглашали гостей к нам, либо мы всей большой компанией направ- лялись к кому-нибудь из друзей, детей сажали за маленький столик в детской, а взрослые наслаждались общением и вкусной едой под рюмочку на кухне или в зале. Политики не помню– только ра- дость встречи… Последнее время меня не покидает ощущение, что к официальным госу- дарственным праздникам мы (не в пример американцам) от- носимся исключительно как к очередным (спасибо правитель- ству и Думе) выходным. А вот золото волшебства Рождествен- ских и Новогодних (в том числе, и святочных) дней с годами не тускнеет – в череде будней мы всё равно не устаём ждать чуда. Наверное, чтобы стать частью нашего жизненного календаря, праздники должны как минимум несколько десятилетий укоре- няться в сознании людей… Живя по заветам героев Александра Грибоедова («Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»), мы пе- ренимаем (или делаем вид, что пере- нимаем) образ жизни и манеру пове- дения у стран с устоявшейся демокра- тией. И в чём-то даже преуспеваем. Но вот в отношении памяти, сохранно- сти, так сказать, исторического мате- риала, нам до них ещё далеко. В зави- симости от главенствующей идеоло- гии (или вовсе отсутствия таковой) в нашей стране постоянно меняется восприятие своего прошлого, а иногда и предпринимаются попытки перепи- сать историю. Так произошло и с ра- нее государственным праздником Ве- ликой Октябрьской социалистиче- ской революции, который логично со сменой режима сначала перестал быть официальным, а потом и вовсе рас- творился во времени. Но поскольку стереть его из памяти старших поко- лений всё равно было невозможно, то некие креативные умы придумали от- мечать день 7 ноября как памятную дату легендарного парада на Красной площади 1941 года, когда войска сразу же после смотра отправлялись на пе- редовую Великой Отечественной. Так действительно было. Но есть некая недосказанность… Парад был приуро- чен к годовщине Октябрьской рево- люции, которая тоже вдохновляла на- ших отцов, дедов и прадедов на те ве- ликие бои под Москвой. Как известно, свято место пусто не бывает. Наверное, поэтому в ноябре и родился новый праздник – День народного единства, от- мечаемый на зимнюю Казан- скую. 400 лет отделяют нас от рокового Смутного времени, когда Московское царство могло потерять свою идентич- ность и уйти в небытие. И только совместные усилия православной церкви во главе с её патриархом-мучеником Гермогеном, представителями высших социальных слоёв и народа в лице князя Пожарского и гражданина Минина, собравших ополчение, помогли сохранить един- ство нашей страны… Благодаря этому на престол взошла новая династия российских царей из рода Романо- вых-Юрьевых, земли которых нахо- дились в том числе и на территории современной Липецкой области. Кста- ти, по одной из версий патриарх Фи- ларет (Фёдор Никитич Романов, пле- мянник первой жены царя Ивана Грозного Анастасии – отец первого царя Михаила Фёдоровича Романова) спасся от преследований Бориса Году- нова именно в наших краях, в Троиц- ком монастыре Лебедяни. Но тут возникает новый вопрос: какая идеологическая подоплёка должна быть у самого важного государственно- го праздника? В этом году мы отметили (даже Год истории в эту честь учреди- ли) 1150-летие Российской государ- ственности. Может, логичнее было бы начать с начала. Но в таком случае, что считать истоком? Ведь и варяги-то на что-то пришли. Есть же мнение, будто Рюрик был вовсе не скандинавом, а внуком новгородского Гостомысла. В общем, у России немало памятных дат, победных моментов, которые мог- ли бы лечь в основание главного празд- ника страны. Было придумано отмечать день 7 ноября как памятную дату легендарного парада на Красной площади 1941 года, когда войска сразу же после смотра отправлялись на передовую Великой Отечественной. Так действительно было. Но есть некая недосказанность… Парад был приурочен к годовщине Октябрьской революции, которая тоже вдохновляла наших отцов, дедов и прадедов на те великие бои под Москвой До 1933 года в официальном советском календаре мирно сосуществовали светские и церковные праздники Памятник Минину и Пожарскому был первым, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Скульптор Иван Петрович Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. На одном из барельефов, кстати, изображён сам Мартос, отдающий Отечеству двоих сыновей, один из которых погиб в 1813 году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz