Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
3 8 культура ►гость гость € € наш народ. Очень мешает Западу, как мы образно обозна чим наших недругов, Русская Православ ная Церковь. По- моему, только этим можно объяснить все нападки, которые на неё и на нашу культуру в последнее время обрушились. Церковь сохраняет свою культуру в не изменном каноничном виде. А её свет ская сестра отошла, «застеснялась» своего классического вида, того фунда мента, на котором, в сущности, зиж дется весь цивилизованный мир. Возь мём, к примеру, литературу. Весь мир поклоняется Толстому, Чехову, Досто евскому. За границей ставят спектакли по их произведениям, правда, частень ко извращая, к сожалению, смысл. По лучается, что тот мир, который так жаждет нас поглотить со всеми нащи- ми богатствами, пользуется плодами, то есть щедеврами нащей культуры. А мы от неё как-то очень легко отказыва емся. Хотя в последнее время в кино появляются, на мой взгляд, очень до стойные фильмы, например картина Павла Лунгина «Остров». А вот его трактовка личности царя Иоанна Гроз ного в фильме «Царь», считаю, не под лежит никакой критике... Искусство, начиная с 90-х годов про- щлого века, было захвачено «эмигран тами», которые, родивщись и живя здесь, работают на Запад. До сих пор пробиться хорощему кино очень слож но. И чем хуже ты показываещь и гово- рищь о своей Родине, в которой ты жи- вёщь, тем выще тебя сегодня оценива ют. Это такие «иуды» от искусства. Но всё равно ростки истинного искусства пробиваются. В том числе и из церков ной среды. Например, фильм «Спас на холму» снял монах Силуан, великолеп ную музыку пишет владыка Иларион, хорошую поэзию можно встретить в монастырях, причём не только в Рос сии, но и по всей православной земле. То есть колесо истории не останавлива ется. Ведь раньше монастыри были ис током культуры, вот и сейчас всё воз вращается на круги своя. Я хочу призвать всех: не будьте благо- дущными, не думайте, что что-то про исходит вне нас и нас не касается. Мы должны быть воинами! Как монах - воин Христов, так и все русские право- №50 (224), 3 --9 декабря 2012 г. О льга ГОБЗЕВА: Я УЧИЛАСЬ во ВГИК е , когда из него ВЫПУСКАЛИСЬ В асилий М акарович Ш укшин , А ндрей А рсеньевич Т арковский .., Если БУДЕТ ПОЗВОЛЕНО, ТО СКАЖУ, ЧТО ЦЕНЮ Ш укшина больше , он - очень мощный РУССКИЙ РЕЖИССЁР и ПИСАТЕЛЬ. ТАРКОВСКИЙ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПОВЁРНУТ НА ЗАПАД, ОН ВЗЯЛ ПОПУЛЯРНУЮ МИСТИЧЕСКУЮ л и н и ю и ВЫПЛЕТАЛ и з НЕЁ ШЕДЕВРЫ » % Л * 39 А ндрей Т арковский В асилий Ш укшин славные люди должны быть воинами! Я верю, я знаю, что в больщинстве своём люди не принимают в дуще навязывае мую им чернуху. Однако именно от это го чёрного потока у людей возникает уныние. И это стращный грех! Должна быть дерзновенность! Мы обязаны на своём языке говорить о своей культуре. И делать это ярко и уверенно. И мы должны наступать, а не обороняться! - А каково вам в нашей агрессивной сре де живётся? Иесть ли у вас единомыш ленники? - Я живу хорошо! У меня есть хороший сын, чудесная внучка. Моя церковь, по слушания... И вообще я радуюсь жизни. А единомыщленников очень много. И первый, наверное, самый высокий - Цатриарх Кирилл. Но посмотрите, сколько нападок на святейщего мы в последнее время наблюдаем. А ведь это грех. Люди не понимают, на кого они дерзают поднять руку. В России никог да не было плохих патриархов! Пред стоятель несёт такой крест, что он сжи гает в себе всё, он почти не спит, почти не ест. Ведь он ещё молод, а как он за эти годы постарел. У него уже было не сколько инфарктов. Этот человек за Россию, за нащу Православную Цер ковь уже отдал себя на заклание. Амы по своему скудоумию пытаемся ему ещё и насолить... - Вы выросли в верующей семье, сднако потом окунулись в иную среду, ар исти- ческую, амбициозную, очень тал. зтли- вую... - Ой, время было очень талантливое! Это была вторая половина 60-х г )ДОВ, я училась во ВГИКе, когда из нег* вы пускались Василий Макарович 1уК" шин, Андрей Арсеньевич Тарковский... Если будет позволено, то скаж). что ценю Шукшина больше, он - очень мощный русский режиссёр и писатель. Тарковский всё-таки был повёрнут на Запад, он взял популярную мистиче скую линию и выплетал из неё шедев ры. Андрей был очень образован, умён, начитан. Но он покинул Родину, оттого... и умер так рано. Мне даже ка жется, что его болезнь - рак - это и есть расплата за эмиграцию. Моим детским другом был замечательный Олег Даль - мы с ним учились в одном кружке художественного слова, вместе СОлЕ ом Д алем в ДЕТСТВЕ О ль га ГоБЗЕВА УЧИЛ СЬв одном КРУЖКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО слов, ездити на БАМ с концертами. Он не множечко старше меня, но это не ме шало нам дружить. Он был очень ро ман' ичным, но немножко хулигани стым. Олег, или, как мы его звали, Алик, был настоящим авторитетом среди мальчишек-озорников, несмо тряна свою худобу (как сам Олег Даль говорил о себе: теловычитание. - Прим, авт.) и кучерявость. Это был оченьдобрый человек, с хорошим чув ством юмора. Алик для меня остался именно таким, каким я запомнила его вде'1'стве и в юности. Поэтому, когда мыс ним встретились перед его смер тьюв Каунасе, где Даль снимался в од ной картине, а я - в другой, и он начал рассказывать про свои обиды, боль, то ячуть не умерла от печали. Я никогда и подумать не могла, что у такого свет лого человека, как Алик, будет такая сложная и печальная судьба!.. - Талант-зто дар? - Талант дан нам Богом, и он сам ука зывает, как с ним обращаться. Его ни в коем случае нельзя зарывать в землю - только приумножать. Талант - это твой долг перед Богом. Он тебе самому, собственно, и не принадлежит. Но если тебя озарил Господь своей благодатью, то тыдолжен отдать свой талант людям и Всевышнему, увеличив в сто раз. - А как не переступить черту между реа лизацией итщеславием? - Гордость - один из самых тяжёлых грехов, справиться с ним тяжело. Одна ко и понять, что такое гордость и как она проявляется, - очень сложно. Гор дыня умеет надевать разные маски. Надо научиться себя контролировать. Вечером перед сном обязательно про анализировать свой прожитый день и за всё хорошее благодарить Господа. А вот за всё плохо сделанное покаяться, поругать себя. Очень важно следить за своими словами. Ведь в слове заключе на колоссальная сила! И обязательно нужно быть искренними. - Маргарита Тучкова, первая настоятель ница Спасо-Бородинского монастыря, вдова легендарного генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле, сочи нила собственную молитву. Она не кано ническая. Как с этим быть?.. - Молитва всегда своя! Она идёт изну три человека. Можно молиться чудны ми молитвами, которые написали Ва силий Великий или Иоанн Златоуст, - это шедевры, они настолько психоло гичны и тонки, что задевают все струны души... Но иногда сказанное от сердца «Господи, помилуй!» - это и есть ваша молитва. А разве не молитва такие сло ва, как «Господи, помоги моей внучке хорошо учиться и не получить по мате матике двойку».? Каждое обращение к Господу - это наша молитва. - Матушка, а в разных плоскостях нахо дятся момент рождения сына и принятия иноческого пострига? - Это, конечно, высоты разные. Но по силе переживания - что-то очень близ кое. Рождение сына было счастливым потрясением космического масштаба. А когда я получала постриг, то понача лу никакого эмоционального взрыва не ощутила - просто умерла, и постепен но, пока мне давали в руки чётки, наде вали клобук, переоблачали, - оживала. И потом словно начала жить наново. Два года я провела в монастыре. Но по том нынешний владыка Воронежский и Борисоглебский Сергий меня забрал и дал новое послушание в Москве. Так что о жизни в монастыре как таковой я имею только идеалистические воспо минания... Я смотрю на этот мир не из-за мона стырской стены. Я - вот тут, среди всех. Монах - он для Бога и для людей. Поэтому когда ты любишь людей, то жить так, как я, легко и приятно. Я та кая же, как вы. Только у меня есть по слушание... • Е вгения ИОНОВА ЗКуогд^а ёсе па сш о лщ е е ! ( 4742 ) 48-26-53, 28-43-16 «Липецкрыба» представляет марку «Русский невод» №50 (224), 3 - 9 декабря 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz