Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

3 8 культура ►гость гость € € наш народ. Очень мешает Западу, как мы образно обозна­ чим наших недругов, Русская Православ­ ная Церковь. По- моему, только этим можно объяснить все нападки, которые на неё и на нашу культуру в последнее время обрушились. Церковь сохраняет свою культуру в не­ изменном каноничном виде. А её свет­ ская сестра отошла, «застеснялась» своего классического вида, того фунда­ мента, на котором, в сущности, зиж­ дется весь цивилизованный мир. Возь­ мём, к примеру, литературу. Весь мир поклоняется Толстому, Чехову, Досто­ евскому. За границей ставят спектакли по их произведениям, правда, частень­ ко извращая, к сожалению, смысл. По­ лучается, что тот мир, который так жаждет нас поглотить со всеми нащи- ми богатствами, пользуется плодами, то есть щедеврами нащей культуры. А мы от неё как-то очень легко отказыва­ емся. Хотя в последнее время в кино появляются, на мой взгляд, очень до­ стойные фильмы, например картина Павла Лунгина «Остров». А вот его трактовка личности царя Иоанна Гроз­ ного в фильме «Царь», считаю, не под­ лежит никакой критике... Искусство, начиная с 90-х годов про- щлого века, было захвачено «эмигран­ тами», которые, родивщись и живя здесь, работают на Запад. До сих пор пробиться хорощему кино очень слож­ но. И чем хуже ты показываещь и гово- рищь о своей Родине, в которой ты жи- вёщь, тем выще тебя сегодня оценива­ ют. Это такие «иуды» от искусства. Но всё равно ростки истинного искусства пробиваются. В том числе и из церков­ ной среды. Например, фильм «Спас на холму» снял монах Силуан, великолеп­ ную музыку пишет владыка Иларион, хорошую поэзию можно встретить в монастырях, причём не только в Рос­ сии, но и по всей православной земле. То есть колесо истории не останавлива­ ется. Ведь раньше монастыри были ис­ током культуры, вот и сейчас всё воз­ вращается на круги своя. Я хочу призвать всех: не будьте благо- дущными, не думайте, что что-то про­ исходит вне нас и нас не касается. Мы должны быть воинами! Как монах - воин Христов, так и все русские право- №50 (224), 3 --9 декабря 2012 г. О льга ГОБЗЕВА: Я УЧИЛАСЬ во ВГИК е , когда из него ВЫПУСКАЛИСЬ В асилий М акарович Ш укшин , А ндрей А рсеньевич Т арковский .., Если БУДЕТ ПОЗВОЛЕНО, ТО СКАЖУ, ЧТО ЦЕНЮ Ш укшина больше , он - очень мощный РУССКИЙ РЕЖИССЁР и ПИСАТЕЛЬ. ТАРКОВСКИЙ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПОВЁРНУТ НА ЗАПАД, ОН ВЗЯЛ ПОПУЛЯРНУЮ МИСТИЧЕСКУЮ л и н и ю и ВЫПЛЕТАЛ и з НЕЁ ШЕДЕВРЫ » % Л * 39 А ндрей Т арковский В асилий Ш укшин славные люди должны быть воинами! Я верю, я знаю, что в больщинстве своём люди не принимают в дуще навязывае­ мую им чернуху. Однако именно от это­ го чёрного потока у людей возникает уныние. И это стращный грех! Должна быть дерзновенность! Мы обязаны на своём языке говорить о своей культуре. И делать это ярко и уверенно. И мы должны наступать, а не обороняться! - А каково вам в нашей агрессивной сре­ де живётся? Иесть ли у вас единомыш­ ленники? - Я живу хорошо! У меня есть хороший сын, чудесная внучка. Моя церковь, по­ слушания... И вообще я радуюсь жизни. А единомыщленников очень много. И первый, наверное, самый высокий - Цатриарх Кирилл. Но посмотрите, сколько нападок на святейщего мы в последнее время наблюдаем. А ведь это грех. Люди не понимают, на кого они дерзают поднять руку. В России никог­ да не было плохих патриархов! Пред­ стоятель несёт такой крест, что он сжи­ гает в себе всё, он почти не спит, почти не ест. Ведь он ещё молод, а как он за эти годы постарел. У него уже было не­ сколько инфарктов. Этот человек за Россию, за нащу Православную Цер­ ковь уже отдал себя на заклание. Амы по своему скудоумию пытаемся ему ещё и насолить... - Вы выросли в верующей семье, сднако потом окунулись в иную среду, ар исти- ческую, амбициозную, очень тал. зтли- вую... - Ой, время было очень талантливое! Это была вторая половина 60-х г )ДОВ, я училась во ВГИКе, когда из нег* вы­ пускались Василий Макарович 1уК" шин, Андрей Арсеньевич Тарковский... Если будет позволено, то скаж). что ценю Шукшина больше, он - очень мощный русский режиссёр и писатель. Тарковский всё-таки был повёрнут на Запад, он взял популярную мистиче­ скую линию и выплетал из неё шедев­ ры. Андрей был очень образован, умён, начитан. Но он покинул Родину, оттого... и умер так рано. Мне даже ка­ жется, что его болезнь - рак - это и есть расплата за эмиграцию. Моим детским другом был замечательный Олег Даль - мы с ним учились в одном кружке художественного слова, вместе СОлЕ ом Д алем в ДЕТСТВЕ О ль га ГоБЗЕВА УЧИЛ СЬв одном КРУЖКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО слов, ездити на БАМ с концертами. Он не­ множечко старше меня, но это не ме­ шало нам дружить. Он был очень ро­ ман' ичным, но немножко хулигани­ стым. Олег, или, как мы его звали, Алик, был настоящим авторитетом среди мальчишек-озорников, несмо­ тряна свою худобу (как сам Олег Даль говорил о себе: теловычитание. - Прим, авт.) и кучерявость. Это был оченьдобрый человек, с хорошим чув­ ством юмора. Алик для меня остался именно таким, каким я запомнила его вде'1'стве и в юности. Поэтому, когда мыс ним встретились перед его смер­ тьюв Каунасе, где Даль снимался в од­ ной картине, а я - в другой, и он начал рассказывать про свои обиды, боль, то ячуть не умерла от печали. Я никогда и подумать не могла, что у такого свет­ лого человека, как Алик, будет такая сложная и печальная судьба!.. - Талант-зто дар? - Талант дан нам Богом, и он сам ука­ зывает, как с ним обращаться. Его ни в коем случае нельзя зарывать в землю - только приумножать. Талант - это твой долг перед Богом. Он тебе самому, собственно, и не принадлежит. Но если тебя озарил Господь своей благодатью, то тыдолжен отдать свой талант людям и Всевышнему, увеличив в сто раз. - А как не переступить черту между реа­ лизацией итщеславием? - Гордость - один из самых тяжёлых грехов, справиться с ним тяжело. Одна­ ко и понять, что такое гордость и как она проявляется, - очень сложно. Гор­ дыня умеет надевать разные маски. Надо научиться себя контролировать. Вечером перед сном обязательно про­ анализировать свой прожитый день и за всё хорошее благодарить Господа. А вот за всё плохо сделанное покаяться, поругать себя. Очень важно следить за своими словами. Ведь в слове заключе­ на колоссальная сила! И обязательно нужно быть искренними. - Маргарита Тучкова, первая настоятель­ ница Спасо-Бородинского монастыря, вдова легендарного генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле, сочи­ нила собственную молитву. Она не кано­ ническая. Как с этим быть?.. - Молитва всегда своя! Она идёт изну­ три человека. Можно молиться чудны­ ми молитвами, которые написали Ва­ силий Великий или Иоанн Златоуст, - это шедевры, они настолько психоло­ гичны и тонки, что задевают все струны души... Но иногда сказанное от сердца «Господи, помилуй!» - это и есть ваша молитва. А разве не молитва такие сло­ ва, как «Господи, помоги моей внучке хорошо учиться и не получить по мате­ матике двойку».? Каждое обращение к Господу - это наша молитва. - Матушка, а в разных плоскостях нахо­ дятся момент рождения сына и принятия иноческого пострига? - Это, конечно, высоты разные. Но по силе переживания - что-то очень близ­ кое. Рождение сына было счастливым потрясением космического масштаба. А когда я получала постриг, то понача­ лу никакого эмоционального взрыва не ощутила - просто умерла, и постепен­ но, пока мне давали в руки чётки, наде­ вали клобук, переоблачали, - оживала. И потом словно начала жить наново. Два года я провела в монастыре. Но по­ том нынешний владыка Воронежский и Борисоглебский Сергий меня забрал и дал новое послушание в Москве. Так что о жизни в монастыре как таковой я имею только идеалистические воспо­ минания... Я смотрю на этот мир не из-за мона­ стырской стены. Я - вот тут, среди всех. Монах - он для Бога и для людей. Поэтому когда ты любишь людей, то жить так, как я, легко и приятно. Я та­ кая же, как вы. Только у меня есть по­ слушание... • Е вгения ИОНОВА ЗКуогд^а ёсе па сш о лщ е е ! ( 4742 ) 48-26-53, 28-43-16 «Липецкрыба» представляет марку «Русский невод» №50 (224), 3 - 9 декабря 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz