Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

41 культура Х У Д О Ж Н И К № 49 (223), 26 ноября– 2 декабря 2012 г. ствуете о крайней аскетичности покоев августейшей семьи. – До петровской Руси различий в смыс- ле светского быта и эстетических при- страстий не наблюдалось. У боярской аристократиии крестьянпредставления о быте были одинаковы, жильё могло отличаться лишь по степени внутренне- годекораипокачеству егохудожествен- ного исполнения. Забелин пишет, что царские дети играли такими же игруш- ками, что и простая деревенская ребят- ня. В тех же торговых рядах покупались те же лошадки. Да и воспитывались цар- ские отпрыски в довольно пуританском духе – ни о какой разнузданности не могло быть и речи. Николай I спал на жёсткой походной офицерской кровати, Николай II был в отношении к самому себе и к воспитанию своих детей тоже аскетичен до крайности. У Романовых эта черта – немецкая, можно даже ска- зать – протестантская. Понятия древне- русского человека были весьма и весьма отличны от тех, которыми обладали ев- ропейцы. Почитать воспоминания со- временных Ивану Грозному или Борису Годунову голландцев или итальянцев – они воспринимаются будто бы напи- санными вчера. Представления же, бы- товавшие в старину у нас, были более наивными, душевными, простосердеч- ными. Что вовсе не обозначает отсут- ствия коварства и интриг, но сам быт и нравы от европейских, однозначно, от- личались. Обратите внимание, при аб- солютном роскошестве европейских жилищ, безыскусность в убранстве древнерусского интерьера поражает! В Голландии XVII века было то, что сегод- ня назвали бы «евроремонт» относи- тельно России того же периода. Зато у нас были примитивные с точки зрения обработки, но неповторимые в своей душевности орнаменты. –Мысейчас беседуемо нравах многовеко- вой давности. И вы в своём творчестве пропагандируете ценности именно того времени. Скажите, а на каких фундамен- тальных основах выстраивалась лично ваша система ценностей? – Я воспитывался в семье, безусловно, современных людей. Мой папа был журналистом и, как утверждает мой брат, уже тогда слыл «западником». Притом он был бесконечно предан рус- ской литературе, что легко объяснить: его собственный отец преподавал рус- скую словесность. Вся семья жила лите- ратурой. Отношение моего отца к лю- дям неизменно было доброжелатель- ным, и это сквозило в его передачах, как мне кажется. Вне зависимости от того, с кем ему приходилось иметь дело, отец всегда относился к человеку с благоже- лательностью. Надеюсь, эти свойства характера передались и мне. Что касает- ся моей некой ретроспективности, люб- ви к русской истории, здесь говорить сложно. Так, мой брат –полнаямне про- тивоположность, деловой, предприим- чивый, увлекающийся всем новым и прогрессивным. Зачастуюя не разделяю его увлечений, не понимаю их. Мы с детства были такими. Сюных лет я обо- жал ездить в экспедиции с художниками в качестве подмастерья – это тоже не могло не повлиять. Круг художников, конечно, повлиял на формирование моей личности. –Ваше пристрастие к литературе немеша- ет выражаться в живописи именно худо- жественным языком, без излишней лите- ратурности, простите за тавтологию? – Братья Ткачёвы, у которых мне по- счастливилось учиться, говорили: инте- ресно, как вы мыслите. Имелось в виду, что мысль, конечно, должна присут- ствовать, но необходимо соблюсти тон- кую грань между откровенной назида- тельностью и литературностью. В то же время живопись призвана оставаться живописью. Однако, как сказал один мой знакомый скульптор, обвинять русского художника в литературности – это всё равно, что обвинять немца в фи- лософичности. . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) «Мать Мария» «Колодец преподобного Амвросия» «Монахиня Маргарита»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz