Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

21 экономика З Е М Л Я И Л Ю Д И № 48 (222), 19 – 25 ноября 2012 г. Встав на ноги, юный российский капи- тализм немедленно продемонстриро- вал звериный оскал, цены поползли вверх, и Самохин принялся энергично экономить. На тойже технике, семенах, удобрениях. Довольно часто во вред себе. Но не потому, что он скряга. За хо- роший плуг или культиватор фермер готов выложить любые деньги. И вы- кладывает. Да только на всё налично- сти не хватает. Вот и на сей раз Самохин не может простить себе, что не выкро- ил хотя бы самой минимальной суммы на удобрения. С ними его 1200 га стали бы куда более продуктивными. Да только нечем было подкармливать ни свёклу, ни подсолнечник, ни ячмень, ни пшеницу с гречихой. Оценах ЕвгенийИванович может гово- рить сколько угодно. Да, эмоциональ- но. Но при этом с цифрами и фактами в руках. Он до сих пор отчётливо, по его словам, как сейчас, помнит, во что ему обошёлся в 2005 году комбайн «Дон». Купив из патриотических соображений отечественную зерноуборочнуюмаши- ну за 2 миллиона 614 тысяч рублей, он сделал несколько любопытных наблю- дений. И главное запомнил, что тогда у него было 600 гектаров земли, и только благодаря этому хозяйству дали кре- дит, что зерно в том же 2005-м стоило 3-4 рубля, а дизтопливо – 16. К чему все эти цифры? А к тому, что спустя шесть лет, когда посевные пло- щади увеличились до 1000 гектаров, Самохин купил ещё один зерноубороч- ный комбайн. И опять же ростовский. Правда, «Акрос» позапрошлой зимой стоил уже 4 миллиона 600 тысяч ру- блей, и это были льготные цены, вес- ной его стоимость возросла до пяти с половиной миллионов, а солярка не- много не дотянула до 30 рублей. Но самое главное, что зерно, как и шесть лет назад, стоило всё те же 3-4 рубля. Даже обычно востребованный горох Самохин не смог продать доро- же. Именно поэтому, кстати, посевов гороха минувшим летом у него не было. Хотя зерновые цены на сей раз оказа- лись более приемлемыми. В среднем восемь рублей за тонну. Но можно про- дать и дороже. Кто в этих условиях сде- лает гешефт? Да все, кто собрал хоть сколько-нибудь приемлемый урожай. А таковых на западе области немало. У Пикалова, например, озимая пшени- ца дала почти по 50 центнеров. И это несмотря на то, что одно поле вымерзло практически полностью. Дилетантский вопрос о яровой пшенице вызывает у фермера лишь снисходительную улыб- ку. Конечно, он не однажды слышал, что кто-то где-то когда-то получалфан- тастические урожаи яровых, да только сам никогда не видел. А раз так, то ему вполне достаточно нынешних свеклы, ячменя, гречихи и озимой пшеницы, которая дала на некоторых участках до 70 центнеров отменного зерна. Урожаи и цены позволяют достаточно оптими- стично оценивать и экономические перспективы. Кто готов объединяться Подчеркнём ещё раз – прежде всего экономика, необходимость покупать «евромаусы» и «евротигры», комбай- ны, опрыскиватели для обработки по- севов заставили фермеров задуматься о более плотных контактах, о сложении средств. И результаты не заставили себя ждать. Искать институты, готовые кредитовать фермеров, сегодня не при- ходится, и техника давно уже в деле. Здесь нет проблем. Но это не значит, что их нет вовсе. Они есть, и кооператив ре- шает и их. Как? В прошлом году, напри- мер, головной болью поставщиков све- клы стали взаимоотношения с Кшен- ским сахарным заводом. Переговоры результата не имели и закончились поч- ти по Верещагину апофеозом войны. Понятно, что столь специфический итог сотрудничества не принёс взаим- ного удовлетворения, и в конце про- шлого года кооператив принял реше- ние прекратить контакты с Кшенским и переориентироваться на аналогичный Олымский завод, расположенный тоже в Курской области, но в окрестностях станции Касторной. Уже зимой были подписаны все договоры, и Пикалов не сомневается, что их условия будут вы- полнены. А значит, и прибыль ферме- ры получат. Правда, на её размерах существенно скажется не самая удачная логистика. Олымский сахзавод расположен в 90 километрах от пикаловских свекло- вичных полей в Васильевке и в 80 – от плантаций Самохина. Автомобильные перевозки весьма дороги. Свеклопун- кты, расположенные на железнодо- рожных станциях, приказали долго жить, и никто их восстанавливать не намерен. Вот почему Тербунский са- харный завод, слухи о строительстве которого вот уже несколько лет будо- рожат свекловичную общественность, необходим как воздух. Однако послед- ние вести со строительной площадки, как это ни печально, не вдохновляют. А значит, и в обозримом будущем Пи- калову и другим воловским производи- телям свеклы придётся работать с кур- скими, воронежскими, орловскими, но не липецкими партнёрами. Выбора пока просто нет. Да и сказать, плохо это или хорошо, невозможно. Единствен- ное, что не вызывает сомнений, расши- рение контактов с сопредельными тер- риториями для фермеров вовсе не ми- нус, а плюс. Самохин, например, при- знаётся, что соседние Ливны для него золотое дно. Там он покупает кислород, запчасти, электроды. Да всё что угодно, чего нет в Волово и за чем нет смысла ехать в Воронеж. Хотя и в Воронеже Самохин бывает ре- гулярно. Чего ему в Волово на полях не сидится? А он заканчивает тот же вуз, что и Пикалов, переименованный в постсоветские времена в Воронежский аграрный университет. Осталось всего ничего: сдать экзамены и получить ди- плом. Зачем ему много лет спустя после окончания Задонского техникума ме- ханизации сельского хозяйства потре- бовалось ещё и высшее образование, иногда спрашивают друзья. – А почему нет? – удивляется Самохин. –Техника для меня и работа, и хобби. О ней всего никогда не узнаешь. И Самохин не один такой. Хотя у каж- дого был свой путь в фермеры. Каким он оказался у Пикалова? Вовсе не пря- мым и коротким, как вроде бы можно было предположить. Распрощавшись с колхозом, инженер пытался торговать. Обзавёлся раскладушками на рынке, потом киосками, магазинами. Но попу- лярная в те времена сфера деятельно- сти так и не стала приносить ни мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz