Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
45 гид К А К Э Т О Б Ы Л О по физике, химии и другим есте- ственным наукам. Как правило, чтения сопровождались показом «туманных картин» при помощи так называемого «волшебного фонаря» – аппарата для проекции изображений. В 1888 году в Лебедяни было об- разовано музыкально-драмати- ческое общество. Его основная цель первоначально сводилась к организации досуга для избран- ных – ставились спектакли, орга- низовывались танцевальные ве- чера и маскарады для публики из зажиточных слоев. Но постепен- но общество стало отходить от традиционных легковесных раз- влечений. И, пожалуй, самым зна- чимым в его работе стало просве- щение населения города и приго- родных слобод в ходе организо- ванных им народных чтений. Проводиться они начали по ини- циативе председателя музыкаль- но-драматического общества городско- го судьи А. И. Прокофьева и других ак- тивистов, причём на средства самого добровольного объединения. По мне- нию инициаторов, в таком захолустье, как Лебедянь, где не было библиотеки и даже отсутствовала книж- ная лавка, народные чте- ния, несомненно, должны были принести громадную пользу. Открылись народные чте- ния в Лебедяни 14 ноября 1894 года при большом стечении публики. Значи- мость события подчер- кнул молебен, который перед нача- лом первого чтения провёл священ- ник соборной церкви отец Дмитрий Высоцкий. Он же обратился к лебе- дянцам с речью. В ней уважаемый па- стырь весьма обстоятельно разъяс- нил цель, значение и пользу народ- ных чтений, кем и каким образом они учреждены в Лебедяни. После всту- пительного слова священника нача- лось чтение «О святой земле», сопро- вождавшееся показом изображений при помощи «волшебного фонаря». После чтения были показаны портре- ты императора Николая II, императри- цы Александры Фёдоровны и вдов- ствующей императрицы. При появле- нии их изображений на экране хор из учащихся местной прогимназии неод- нократно исполнил гимн «Боже, царя храни!» и собравшиеся огласили зал возгласами «ура!». Чтобы получить хоть какие-нибудь средства для покрытия затрат, связан- ных с проведением народных чтений, в зале поблизости от экрана разместили несколько платных мест, занимаемых исключительно представителями лебе- дянской интеллигенции, для которых чтения служили, конечно, времяпре- провождением. Во второй половине зала скамеек и вообще сидячих мест не имелось, так что простым неграмотным людям, для которых собственно и пред- назначались эти чтения, приходилось стоять, слушая лектора, нередко преры- ваемого тем или иным замечанием. Отношение к народным чтениям среди жителей города было весьма неодно- значное. Некоторые из зажиточных го- рожан предпочитали проиграть деньги в клубе или, как говорится, пустить по ветру, чем пожертвовать их на просве- щение народа. На народные чтения они смотрели как на что-то враждебное, со- вершенно ненужное. «Не только жерт- вовать, – как выразился один из таких, – а уничтожать их нужно в зародыше». Можно себе только представить, сколь- ких усилий и какой борьбы стоило уч- редителям организовать и вести народ- ные чтения. Но под руководством свое- го председателя А. И. Прокофьева об- щество энергично продолжало свою многополезную деятельность, преодо- левая существенные препятствия в борьбе со всеми ретроградами. Кроме того, у организаторов чтений были планы создать бесплатную библиотеку в городе, для чего требовалось, по крайней мере, 800 – 1000 рублей, но они сумели собрать не более 400. Средства и помощь по устройству чте- ний местное музыкально-драматиче- ское общество получало от Тамбовско- го комитета по устройству народных чтений, Лебедянского земства и мест- ных учебных заведений. Тамбовский комитет бесплатно присылал иллю- страции для «волшебного фонаря» и брошюры для чтений. Лебедянское земство предоставляло для чтений по- мещение в здании земства. Учащиеся местной прогимназии, а также уездно- го и приходского училищ исполняли на чтениях хоровые пьесы. А преподава- тели этих учебных заведений вместе с членами музыкально-драматического общества выполняли обязанности лек- торов, дежурных и демонстрировали иллюстрации через фонарь во время чтений. С 1876 года устройство занимательных народных чтений разрешили и в губернских городах, причём их проведение жёстко регламентировалось. В 1880-х годах священники получили право организовывать чтения религиозного содержания в уездных городах и крупных сёлах № 47 (221), 12 – 18 ноября 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz