Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

29 общество Т РА Д И Ц И И отсталый колледж имеет свой хор. В Европе тоже в каждом учебном заведе- нии есть свой хоровой коллектив. Мы в 90-е годы прошлого века эту тради- цию просто разрушили. И только сей- час можно говорить о её возрождении. Вот и телепроект «Битва хоров» есть прямая агитация нашего искусства. – А ведь многие специалисты, в том числе и такой выдающийся педагог, не- когда главный хормейстер нашей стра- ны Александр Васильевич Свешников, считали, что своё первое сознатель- ное коллективное воспитание человек должен получить в хоре, – продолжает Ирина Викторовна. – У славян сольно- го пения в традиции не было – все пели вместе. Вот и воспитание в хоре срод- ни нашей исконной соборности, жиз- ни в роде, в семье, то есть среди своих. Это специфика нашей национальной культуры. В хороводах воспитывалось целомудрие, дружба, взаимовыручка. Что такое, например, целовальный хо- ровод? Это некое действо, когда в про- цессе танца под ноги стелились пла- точки, и молодые люди, выбирая себе пару, целовались в щёчки. Ведь обнять- то парню девушку можно было толь- ко на людях, в том же самом хорово- де. В хоре нельзя быть самому по себе. Здесь нужно слушать соседа, других ис- полнителей, соотносить себя с осталь- ными, двигаться одинаково или стоять плечом к плечу, и попробуй спеть плохо – опозоришь не только себя, но и всех. Хор – это и есть единение. Я считаю, что заниматься сольным пением с деть- ми 3-4-5-ти лет – преступление. Это называется «взращивание звезды». Мы теряем целые поколения людей, не вос- питывая их. И здесь мы опять же воз- вращаемся к тому, что в нашей жизни огромное значение имеет семья. Я, на- пример, никогда не ходила в хор, хотя в музыкальной школе училась. Но у меня была поющая семья. Когда мама и бабушка в своей уральской деревне пели, а потом к ним со временем при- соединилась и я, то наши соседи ле- том окна открывали, чтобы нас послу- шать. Говорили: «У Палны девки при- ехали – песни поют». Это была культу- ра! Хотя моя бабушка образования не получала. Раньше (да и кое-где сейчас) люди, собираясь в компании, пели пес- ни. А сейчас кнопку нажмёшь – и тебе песенки или музычка, как минусовая фонограмма. Я противница пения под магнитофон и в караоке. Это разруша- ет детский слух. Ведь в караоке измене- ны музыкальные ритмы, темпы, обра- ботка очень далека от оригинала. По- этому ребёнок может петь, что хочет. А нужно петь правильно. Было время, когда на отделения народного хора ни- кто не шёл учиться. А сейчас всё боль- ше людей интересуются нашей культу- рой, нашей музыкой, русской хорео- графией. Я всегда своих учеников спра- шиваю: «Ну хорошо, хип-хоп – это тоже культура. Но когда вы будете вы- давать замуж своих дочерей, что петь- то будете? Подо что плясать выйдете?». Я вас уверяю, что всё равно за столом будут звучать «Шумел камыш», «Степь да степь кругом», «Что стоишь, кача- ясь, тонкая рябина?», «Ой, мороз, мо- роз». А под «Барыню» и «Цыганочку» пойдут плясать даже самые отъявлен- ные рэперы. Я сама с этим столкнулась на свадьбе своего старшего сына. Ког- да молодёжь на второй день нагрянула к нам, мы с мамой только начали песни петь под баян. Так все эти современные и продвинутые молодые люди «выда- ли» тот самый классический застоль- ный репертуар, да ещё и про- сили моего мужа: «Дядя Се- рёжа, сыграй «Барыню», дай поплясать». Всё современное отошло на задний план – ге- нетика и русская душа взяли своё. Да и как смешно, на мой взгляд, выглядят российские исполнители рэпа. Но зато ни- какая американка или брази- льянка нашу «Барыню» ни за что не спляшет. И тут сразу же вспоминается Лев Николае- вич Толстой, который так вос- хищался своей Наташей Ро- стовой, пустившейся в пляс в доме своего дяди. Откуда в шелку и в бархате воспитан- ной графине взялась русская народная стать? Это та самая генетика… …Учебный год в самомразгаре. Учителя учат. Ученики учатся. И все они, заходя в актовый зал своей школы, превращаются в еди- ный организм, под началом пульсиру- ющего сердца Ирины Викторовны Ка- ковкиной. В этом году они поставили себе целью добраться наконец до кон- курса «Завалинка», что проходит в сто- лице Коми городе Сыктывкаре. Однаж- ды они уже стремились туда, да звёзды не сложились. Сейчас вроде бы всё по- лучается. Тем более что и глава посе- ления обещал поддержку. В хоре сно- ва кипит работа, формируется реперту- ар, шаг за шагом выстраивается рису- нок движений по сцене, друг под друга подстраиваются голоса. И, быть может, следующим летом мы на правах давних знакомых напишем об очередной побе- де народного хора русской песни Цен- тра культуры и досуга села Хрущёв- ка. Ведь смогли же они прошедшим ле- том стать лучшими в Ивановской обла- сти на конкурсе «Волжские зори», для которого вернули из небытия « Волгу- песню»… . Евгения ИОНОВА, Александр ЮШКОВ (фото) Николай ГОЛОВНЁВ: Мы стараемся делать для наших ребят всё, что в наших силах, изыскиваем бюджетные средства на их поездки. Но чаще всего просто находим спонсоров, меценатов из среды местных предпринимателей. И дети, чувствуя нашу поддержку, стремятся развиваться, идти вперёд. Наше обоюдное сотрудничество работает на престиж села

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz