Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
11 Р Е П О Р ТА Ж № 47 (221), 12 – 18 ноября 2012 г. раз, слыша игру моей ученицы Наны Немсицверидзе, которая давно уже пре- подаёт самостоятельно, я думаю: когда меня не будет, эта линия, начатаяИгум- новым, продолжится. Звучание, инто- нация сохранится. – Мария Степановна, как вы считаете, то, что Игумнов родился в Лебедяни, в не- большом провинциальном городке, каким-то образом оказало влияние на ста- новление его личности, развитие таланта? – Несомненно, то время, проведённое в Лебедяни, возымело огромное значе- ние. Это общение с природой, это по- кой, тишина, зелень, цветы, ночные по- сиделки под звёздным небом. Не стоит забывать, что начинал Константин Ни- колаевич как самоучка, у него не было настоящей школы. Но, несмотря на это, он самостоятельно смог разобрать все сонаты Бетховена. Мне кажется, что в его игре неизменно чувствовался голос родных мест. Я помню, когда Игумнов во время войны целый год жил в Арме- нии. Собственно, таммы с ним и позна- комились – я тоже эвакуировалась в те края. И мне посчастливилось стать его последней ученицей. После уроков – а я постоянно провожала маэстро до его жилища – он предлагал: «Пойдёмте этой дорогой, оттуда очень хорошо видно Арарат». Поднимаясь на неболь- шой пригорок, мы останавливались и некоторое время молча взирали на ве- личественный символ Армении. И вме- сте с тем, у него было не отнять истовой любви к русской природе. Как-то я по- казала Константину Николаевичу ири- сы. Эти чёрно-коричневые цветы… Учитель посмотрел: «Красиво, но для меня они слишком мрачные». Ему были ближе яркие насыщенные цвета России. В удушливый армянский пол- день Игумнов говаривал: «За один до- ждливый подмосковный день я отдал бы жизнь!» Понимаете? И это тонкое ощущение сказывалось на манере ис- полнения. Ведь как он играл «Времена года» Чайковского! До сих пор я ни разу не сталкивалась именно с такой интерпретацией этого, в общем-то, по- пулярного произведения. Ты видишь, слышишь движение природы, колыха- ние вереска в поле. – В Лебедяни, да и вообще в Липецкой области Игумнова помнят. Но как сохра- нить эту память на века, что для этого надо делать? – Надо периодически напоминать – концертами, фестивалями, конферен- циями. Ведь откуда иначе молодое по- коление узнает о своём великом земля- ке? Скажем, моим ученикам имя Кон- стантина Николаевича хорошо известно, к нему относятся с большим почтением. Почему, например, мы с Наной Немсицверидзе попали в Лебе- дянь? Я хотела ей показать, где и как жил мой наставник. Благодаря этому обстоятельству между Наной и липец- ким краем установились добрые дру- жеские отношения. Многие хорошие музыканты со всего мира готовы прие- хать в Россию, ведомые только лишь авторитетом Игумнова. Самое глав- ное, что стоит уяснить: наш авторитет в глобальном музыкальном простран- стве всё ещё велик – и не в последнюю очередь стараниями того же Игумнова, создавшего целую фортепьяннуюшко- лу. Когда я впервые отправилась за границу с мастер-классом, очень вол- новалась. Было это в Испании. Как воспримут меня на западе, действи- тельно ли мой исполнительский уро- вень достаточно высок? Представьте моё удивление, когда в барселонской консерватории я увидела очень слабых пианистов. Я была просто поражена. То же самое можно сказать и об Амери- ке. Оказывается, их система обучения во многом проигрывает нашей, рос- сийской, одним из создателей которой можно с полным правом считать и Константина Николаевича. Никакого сравнения с нашими студентами музы- кальных вузов. Наших обучают всех одинаково качественно – другой во- прос: готов ли человек этот багаж зна- ний и опыта воспринять? А за рубе- жом, чтобы стать умелым исполните- лем, тебе необходимо обращаться за дополнительными индивидуальными классами к авторитетным педагогам, и только в этом случае можно добиться результата. Наша школа – для всех. И в ней испокон веку соблюдались тради- ции преемственности. С сожалением констатирую, что в силу оттока многих лучших кадров в поисках лучшей доли в другие страны и кризиса образова- ния мы слабеем. . Роман ХОМУТСКИЙ, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Мария ГАМБАРЯН: Мне кажется, Константин Игумнов постоянно находился в поиске той уникальной интонации, прославившей его. Виртуозов много, и техничных, и точных исполнителей предостаточно. Однако людей, которым удаётся открыть всю душу, – единицы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz