Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 15 ноября 14 ноября По материалам сборника «События и даты Липецкого края на 2012 год» 15 ноября (чт.) – Шуйской- Смоленской иконы Божией Матери, которая была написана в 1654 году. В сере- дине XVII столетия в России свирепствовала чума, на- зываемая в народе «моровой язвой». И особенно сильные размеры со смертельны- ми исходами эта болезнь принесла в городе Шуе Владимирской епархии. Население города в этой беде прибегало к молитве, собирались в хра- мах, прося у Господа милости. Уповая на заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви, «возбуждённые страхом перед мором», предложили написать новый образ Богородицы – Одигитрии Смоленской, издревле бывшей спасительницей русских людей «во избавление от постигших их бед и не- счастий». Написанные иконы поручили осуществить иконописцу Герасиму Тихоно- вичу Иконникову. Получив благословение настоятеля храма, он начал писать образ Покровительницы Земли Русской. Целую неделю, пока трудился над образом Герасим, прихожане пребывали в посте и молитве. В конце же все исповедались и приобщились Святых Тайн. С этого момента моровая язва пошла на убыль и вскоре в Шуе прекратилась совсем. И с нынешнего дня изготовления иконы Шуйской-Смоленской, 2 ноября (ст. ст.), она официально почитается чудотворной. На стенах Спасской часовенки в Шуе остались только цифры: 560 погибших жителей и 610 – выживших. «Если бы не помощь Матери Божией, остался бы кто живой?». В подтверждение чудотвор- ности этой иконы – в 1831 году заступле- нием Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. В истории Шуи сохра- нились свидетельства, что перед иконой Шуйской-Смоленской молились Петр I и его дочь Елизавета, а также Александр II с поэтом В. Жуковским и многие другие знаменитые люди. 18 ноября (вс.) – Неделя 24-я по Пяти- десятнице Святой праведный Иоанн Кронштадт- ский в эту Неделю в статье «Кто может оживлять, кроме Жизнодавца» напишет о чудесах избавления от недугов больных Иисусом Христом: «…Это противопо- ставляйте всем безумным вольнодумцам, с которыми вам случится встретиться здесь или где в другом месте; говорите им: «Иисус Христос всегда нас оживляет, один Он, и никто больше, – явно, что Он Жизнодавец; от грехов наших всегда спа- сает, – Он один, и никто больше, – явно, что Он Спаситель; искренняя, сердечная вера в Него есть покой и сладость нашего сердца; иго Его для нашей души всегда очень, очень благо и бремя Его очень, очень легко (Мф. 11,30); всегда бы носил на себе такое иго и такое бремя; явно, что Он Бог наш, как птенцов носящий нас под крылышками Своими». Составитель Игорь СОРОКИН № 46 (220), 5 – 11 ноября 2012 г. О героях былых времён К 95-летию дважды Героя Советского Союза Михаила Тихоновича СТЕПАНИЩЕВА 1917 год. Штурман штурмового авиа- ционного полка, родился в деревне Колесово 1-е (ныне – Задонский район Липецкой области). В январе–июне 1930 года работал скотником и пахарем в колхозе. С 1930 года жил в Донецкой области (Украина). В 1932 году окончил 7 классов школы и горно-промышленное училище в городе Кадиевка (ныне – город Стаханов Донецкой области). Работал электрослесарем на шахте, с 1935 года – на Ворошиловградском паровозостро- ительном заводе (Луганск). В 1937 году окончил Ворошиловградский аэроклуб. В армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке, затем – в Одесском военном округе). В июне 1942 года в районе города Бар- венково (Харьковская область, Украина) получил контузию и до декабря 1942 года находился на излечении в госпитале. В январе–марте 1943 года проходил переобучение в 10-м отдельном учебно- тренировочном авиационном полку 8-й воздушной армии. С марта 1943 года – командир звена, за- меститель коман- дира и командир авиаэскадрильи, штурман 76-го гвардейского штурмового ави- ационного полка. Воевал на Южном и 4-м Украинском фронтах. Участво- вал в освобождении Ростовской области, Донбасса, Левобережной Украины и Крыма. К апрелю 1944 года совершил 127 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвар- дии майору Степанищеву Михаилу Тихоно- вичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3715). Его именем названы улицы в Задонске и Липецке. На родине Михаила Степанище- ва, в селе Хмелинец Задонского района, установлен бронзовый бюст Героя. А в Задонске на здании бывшего техникума механизации и электрификации сельского хозяйства – мемориальная доска. Народные чтения 1894 год. «В Лебедяни при большом стечении публики состоялось открытие народных чтений. Перед началом первого чтения отец Дмитрий Высоцкий, призвав благословение Божие, отслужил молебен и произнёс речь. В речи своей уважаемый пастырь весьма обстоятельно разъяснил цель, значение и пользу народных чтений, кем и какими средствами учреждены они в Лебедяни. При упоминании в бозе почившего монарха Александра III, по воле которого народные чтения впервые появились в нашем Отечестве, был показан портрет покойного Государя, причём хор пропел «вечную память». По окончании речи началось чтение «о святой земле», сопровождавшееся туманными картинами при помощи вол- шебного фонаря ( аппарат для про- екции изображений. – Прим. редакции ). После чтения по- казаны были портреты ныне царствующих Государя, Государыни и вдовствующей Им- ператрицы. При появлении изображения их на экране хор неоднократно исполнял «Боже, Царя храни!», и народ оглашал залу единодушным «ура!» – так писали Тамбов- ские губернские ведомости о ходе, как бы сейчас сказали, социально значимой акции по ликвидации безграмотности. Народные чтения той далёкой поры очень сильно перекликаются со всеми нашими на- чинаниями в области привлечения внимания липчан к книгочтению. А посему в следующем номере «Итогов недели» читайте материал сотрудника Лебедянского краевед- ческого музея Юрия Первицкого о народных чтениях, которые факти- чески стали проводиться в России с 1872 года на основе распоряжения Министерства внутренних дел. Их цель – отвлечение широких слоёв неграмотного населения от пьян- ства и революционной пропаганды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz