Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

32 Т О Ч К А З Р Е Н И Я общество № 46 (220), 5 – 11 ноября 2012 г. тал самобытный русский философ Ва- силий Розанов. Она, эта часть города, к тому времени, надо признать, сохра- нилась достаточно хорошо. Хотя Елец – не Прага. Он был заложен как кре- пость на южной границе первоначаль- ного российского государства, его мно- го раз разрушали кочевники, он дотла сгорал в пожарах, но все-таки сохра- нился. И я был очарован им. Навер- ное, потому, что потемневшие от вре- мени жилые особняки в двух уровнях (нижний этаж, как правило, из тёсаных каменных блоков, а верхний – бревен- чатый с резными наличниками) – име- ли милый русскому сердцу облик. Как и сохранившие величественный облик храмы (это после всех потрясений, вы- званных октябрём семнадцатого и Ве- ликой Отечественной войной), а также постройки из кирпича и камня, исполь- зовавшиеся в основном в качестве раз- личных присутственных мест. Он, этот облик, подействовал на меня тогда так благотворно, что я подумал: вот было бы здорово ходить каждый день по этим улицам и жить в одном из этих, так понравившихся мне домов. И надо же было так случиться, что че- рез два года я оказался на постоянном жительстве в Ельце. Правда, квартиру в исторической части города получить не удалось. Её мне предоставили в одном из новых микрорайонов. Живу в ней с семьей вот уже почти сорок лет и всё время переживаю, что не получилось поселиться там, где так славно чувству- ет себя душа. Почти каждый день ста- раюсь хоть на часок вырваться в го- родской центр, вдохнуть в себя воздух русской старины, почувствовать свою причастность к отечественной исто- рии, просто расслабиться и поразмыш- лять о вечном. За это время приобрёл в центре Ельца многих добрых знакомых и приятелей. Почти все живут здесь с детства, прики- пели к городу и чувствуют себя доста- точно счастливыми, невзирая на мел- кие и крупные бытовые и прочие про- блемы, одолевающие, наверное, каж- дого. Но есть и те, кого вовсе не греет проживание в памятнике архитекту- ры. Конечно же, догадывался и слышал об этом не раз, но как-то не придавал особого значения: на всех, мол, не уго- дишь! Но попавшаяся недавно на глаза публикация в одной из городских газет на эту тему повергла к действию. Захо- телось своими глазами посмотреть на этих людей и узнать, что их тревожит. Дом Лашина-Смирнова и его обитатели Дом, в который я решил заглянуть, из- вестен в Ельце как Дом воеводы, или дом Лашина-Смирнова. В силу своего «рождения» в конце восемнадцатого века (более ранних построек здесь по- просту не сохранилось) он объявлен, наряду с ещё одним жилым домом, го- родской усадьбой, братской могилой ельчан, погибших в 1395 году при от- ражении нашествия Тамерлана и не- сколькими храмами, памятником фе- дерального значения. Он, этот дом, в Ельце, казалось бы, на особом счету. К нему внимание не только СМИ, но и гостей города, узнающих о нём из ре- кламных туристических проспектов и путеводителей. Их пеший путь к нему в один из осен- них дней решил повторить и автор этих заметок, с сокрушением признающий- ся, что сделал он это лишь второй раз за 38 елецких лет. По простой причине. Дом воеводы расположен в месте, весь- ма неудобном для посещения – под вы- сокой горой, где в четырнадцатом веке стояла елецкая крепость, сожжённая Тимуром, а сейчас высится архитек- турный шедевр академика Константи- на Тона – Вознесенский собор. Он на- чат строительством и завершён одно- временно с московским храмом Христа Спасителя, в тридцатых годах взорван- ном большевиками и не так давно вос- становленном. Елецкому Вознесенско- му собору повезло больше: его после революции не разрушили, как сосед- ний Воскресенский собор, а только за- крыли и использовали некоторое вре- мя как склад. После войны в нёмначали службу, но по-настоящему к реставра- ции приступили лишь в последние два десятилетия, когда отношение к рели- гии в стране разительно изменилось к лучшему. А тогда, в семидесятых, ког- да я впервые спускался к Дому воеводы, собор выглядел гораздо беднее, о золо- чении шпилей и качественной штука- турке стен приходилось только меч- тать. Ещё в более худшем состоянии была и самая древняя – середины во- семнадцатого века – Введенская цер- ковь, расположенная на сотню метров ниже собора по улице Шевченко, кото- руюдавно пора называть, как и прежде, Введенским спуском. Теперь церковь Введения в храм Пре- святой Богородицы отреставрирована и по праздникам полна прихожан. Из- менился и вид жилых домиков по обе стороны спуска: ни выщербленных и не покрашенных стен, ни прохудивших- ся крыш, ни перекошенных налични- ков. Видно по всему, люди в большин- стве своём стали больше заботиться о своём жилище, сохраняя при этом тра- диции елецкого домостроения: скром- ная простота без лишней вычурно- сти. Исключением из этого ряда вы- Елецкому Вознесенскому собору повезло больше: его после революции не разрушили, как соседний Воскресенский собор, а только закрыли и использовали некоторое время как склад. А церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы теперь отреставрирована и по праздникам полна прихожан Дорога к Вознесенскому собору Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz