Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

43 культура П О С Л Е С Л О В И Е № 44 (218), 22 – 28 октября 2012 г. деятелей РФ на площадке театра-фе- стиваля «Балтийский дом», фестиваль в Липецке, был не столь масштабным, но в неискушённой подобными меро- приятиями культурной среде провин- ции он стал настоящим событием. Ещё одна особенность, задавшая высокий тон всему происходившему, – научно- практическая конференция с участием Виталия Борисовича Ремизова и Бо- риса Николаевича Тарасова, а также присутствие маститых театральных критиков, среди которых была Алек- сандра Ильинична Лаврова. Общение с ней стало для меня своеобразным мастер-классом театрально-критиче- ского дела. Представленные спектакли оказались настолько разноплановыми, что за не- делю зритель смог увидеть целый ка- лейдоскоп театральных жанров, стилей и школ. Было чему удивиться и над чем подумать. Очень ностальгичным, че- ховским по духу мне показался спек- такль мелиховского театра «Дачный те- атр Антоши Чехонте». Режиссёру уда- лось создать ощущение настоящего дачного театра, который был частью жизни русской интеллигенции поза- прошлого века. Омский театр предста- вил красочную и зрелищную постанов- ку «Нешуточки» – своего рода спек- такль-водевиль на основе чеховских рассказов. Национальным колоритом были наполнены спектакли «Закол- дованный порт- ной» израильского театра «Zero» и калмыкская теа- тральная фантазия «Сердце матери». Познакомиться с театральным жан- ром новой драмы липчанам удалось благодаря спекта- клю Ярославского ТЮЗа «Валентинов день». Очень органичному актёрскому дуэту ДмитрияЮницкого и Станислава Журавлева из Астраханского ТЮЗа оказалось под силу не только передать удивительную силу смеха, но и заразить им зрительный зал. Таким был итог по- луторачасового урока в их «Академии смеха». Но, безусловно, наиболее яркими фе- стивальными аккордами стали спек- такли «Полковник-Птица» Липецкого театра драмы имени Толстого и «Мцы- ри» «Школы драматического искус- ства» из Москвы. Первый из них – вы- сокого уровня, трогательная и оптими- стичная постановка в русле психологи- ческого театра, второй – прекрасное, пластически и музыкально изыскан- ное произведение игрового театра. Постановка Сергея Александровича Бобровского уже в премьерном показе произвела на меня большое впечатле- ние. Очевидно, что «Полковник-Пти- ца» не проходящая вещь, а спектакль- событие, то удивительное и редкое со- впадение факторов сценического успе- ха–тонкогоиглубокогорежиссёрского замысла, контрастного и интересного рисунка режиссуры и сценографии и, конечно, прекрасной актёрской игры. Максим Дмитроченков совершенно справедливо стал обладателем премии за лучшую мужскую роль. Созданный им образ Полковника-Птицы – верное и убедительное выражение сущности этого героя, способного задавать высо- ту, придавать смысл существованию, давать надежду, причём не только оби- тателям заброшенного в балканской глуши сумасшедшего дома, но и зрите- лям, пронзительно понимающим, как животворительно стремление ввысь, к полёту!.. Инсценировка лермонтовского «Мцы- ри» московской «Школы драматиче- ского искусства» – нестандартное про- чтение поэтической классики. Замеча- тельно, что липецкий зритель увидел высокий пример игрового театра, в ко- тором режиссёрский акцент переносит- ся с психологического воздействия на воздействие языка танцевальной и ми- мической пластики, звуков живой му- зыки и человеческого голоса, художе- ственных символов и знаков. Расслое- ние образа Мцыри на три ипостаси – не только превосходное решение с точки зрения переложения поэзии на язык драматургии. Это удивительно глубокое философское выражение через символ троичности того христианского духа, которым проникнуто произведение МихаилаЮрьевича Лермонтова. Фестиваль «Липецкие театральные встречи» оставил очень приятное по- слевкусие, какое возникает от осозна- ния и чувства сопричастности к чему- то духовно значимому. В нём чувство- вался неподдельный интерес организа- торов, участников и зрителей к театральному искусству. Думаю, что Липецкий академический театр драмы ещё более укрепил позиции своего рода «места силы», которое наполняет душу мистической энергией живого искус- ства – искусства театра, рождающегося в тесной связи со зрителем, в самой его жизни. . Роман ХОМУТСКИЙ, Владимир БОРИСОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz