Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
30 О С Т Р Ы Й У Г О Л общество № 44 (218), 22 – 28 октября 2012 г. советского государства Никита Сергее- вич Хрущёв. Несколько его фраз, обра- щённых к мастерам после знакомства с их творчеством, звучали так: «Слу- шайте, вы педерасты или нормальные люди?! Это педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напи- шут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на доро- гу! Да, да, уезжайте!». Нет, не все подлинные творцы поспе- шили уехать в «свободный мир», да, к счастью, и достойная смена уже под- росла. Комментируя корреспонденту немецкого «Шпигеля» реакцию обще- ства на свои акции, в том числе на груп- повой секс в Государственном биологи- ческом музее имени К.А. Тимирязева – тогда она находилась на 9-м месяце бе- ременности – Надежда Толоконникова объяснила, что оценивать их перфор- мансы могут только художники, по- скольку подобные акции являются со- временным искусством. Разумеется. Чего ещё ждать от невежд, поддержи- вающих власть и не прицепляющих бе- лые ленты куда только возможно, раз- ве что кроме своего нижнего белья. Мы оказались неблагодарными ученика- ми. Однако не оскудела Россия на таланты: пять лет назад разразился скандал с на- шей «Третьяковкой». Во Франции тог- да открывалась выставка «Соц-арт», и министр культуры Александр Соколов призвал не допустить вывоза туда экс- понатов, которые он охарактеризовал словом «дрянь». Особо не понравилась ему работа «Эра милосердия» из собра- ния Третьяковской галереи, известная также как «Целующиеся милиционе- ры» – не буду повто- рять терминологию Н.С. Хрущёва. Од- ним из организато- ров выставки «Соц- арт» былМарат Гель- ман. Тот самый, ко- торый выставил в сентябре нынешне- го года в своём пави- льоне на «Винзаво- де» творения Евге- нии Мальцевой под общим названием «Духовная брань». Она экспонировала «актуальные иконы» с образами «пуссио- нерок». По уверениям мецената худож- ницыВиктора Бондаренко, они решили создать живые, отвечающие духу вре- мени, образы христианства. После чего многие задались вопросом: почему, как уверяют эксперты, владелец лучше- го в России частного собрания русской православной иконы поддержал созда- ние «вариаций на тему «Пусси райот»? Официальный ответ был дан: «Икона должна быть освобождена от историче- ского «шлейфа», который несёт в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархаль- ности, мракобесия, невежества, пода- вления личности. Вот почему за отправ- ную точку приняты образы участниц феминистической группы Pussy Riot, которые стали символом борьбы за ду- ховную свободу, за живое религиозное чувство против всех попыток узурпиро- вать его, прикрываясь «традиционны- ми религиями», «общественной мора- лью», «духовными основами государ- ственности» и тому подобными симу- лякрами». Понятно. Выставка «Духовная брань» оказалась очень удачной. В том смыс- ле, что гражданин США и наша со- отечественница – «пока», по её словам, эмигрировать не думает – предложи- ли российскому обществу новых свя- тых, либеральная элита пришла в вос- торг, «быдло» ещё больше укрепилось в своём мнении о «девочках» и тех, кто их пиарит. Завидую изобретательности менедже- ров «Пусси райот». Когда стало ясно, что на роли «антипутинцев» и вели- ких деятелей современного искусства «девочки» никак не тянут, сегодня об- ществу предложили их в качестве юро- дивых. Это люди, поясняет англичанам их родная «Файнэншл таймс», кото- рые «нарушают порядок – ходят полу- голые, отнимают средства у богачей и раздают беднякам». Не совсем так, ко- нечно. Но всё равно сюжет «Девочки» – Робин Гуды, сражающиеся с россий- скими шерифами в Химкинском лесу» может тянуть на блокбастер и способен затмить своей оригинальностью всю «бондиану» разом. У нас можно выпу- стить – вформате 3D, конечно, –фильм «Пуссионерки в октябре», ведь та же Толоконникова в ходе судебного засе- дания пригрозила: «В стране развяжет- ся гражданская война». «Мы, осталь- ные участницы, должны устраивать ак- ции, храбрые и непростые, чтобы изба- виться от страха перед государством», – поведала корреспонденту испанской «Паис» ещё одна «пуссионария», назы- вающая себя «Мяу». Екатерина Саму- цевич, получившая условный срок, на вопрос журналиста британской «Гар- диан», повторила бы она «акцию» в храме, ответила: «Да, возможно, я бы это сделала. Для нас было важно сде- лать это, выразить наше мнение». Ста- ла же, в конце концов, известной всему миру француженка Раймонда Дьен, по- сле того как в 1950-м легла на рельсы и остановила поезд с военной техникой для войны в Индокитае, верно? Запад с нетерпением ждёт очередного «перформанса», который уже обеща- ют ему пребывающие на свободе «пус- сионерки». Их российские поклонники также предвкушают новые откровения «девочек». Но ещё больше у нас тех, кого коробит от воспоминаний от их шабаша. Когда Владимира Жиринов- ского спросили, улягутся ли страсти во- круг «пуссионарий», тот эмоционально ответил: «Должны утихнуть. Забыть! Забыть Ходорковского! Забыть «Пусси райот»! Забыть правозащитницу Алек- сееву! Забыть наших юмористов, кото- рые все отдыхают в Юрмале и пытают- ся нас рассмешить. Это не смешно. Нам этот юмор надоел». Забыть нам не дадут. У «девочек» будут домогаться эксклюзивных интервью, делать сюжеты для телевизионных программ, имена «пуссионерок» станут выносить в газетные заголовки. И это очень хорошо – чтобы мы ещё лучше поняли, «кто есть ху», и без этих раз- ноцветных масок. Пока же меня волну- ет вопрос, что сказал бы Никита Серге- евич в адрес «пуссионерок». С трудом, но догадываюсь. . Виктор ГРИБАЧЁВ 1 декабря 1962 года, когда Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже. Руководитель СССР подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения wikipedia.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz