Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

29 общество О С Т Р Ы Й У Г О Л № 44 (218), 22 – 28 октября 2012 г. ших «пуссионерок» – или «пуссиона- рий», как вам больше нравится – на ша- баш. Политическую, горячую необхо- димость творческого самовыражения и, наконец, чуть ли не революционную. Конечно, «акция» в храме Христа Спа- сителя была лишь пробным камнем – это стало понятно сразу. «Прокатит», как сейчас выражаются даже очень об- разованные ведущие телепрограмм, – дальше будет больше. Как раз макси- мум на «розги» рассчитывали те, кто её планировал – при том, что все «де- вочки» будут уверять нас, будто «панк- молебен» был исключительно их лич- ной креативной и гениальной идеей. Когда дело «покатило» в сторону суда, то общественных защитников разом принялись искать среди «белоленточ- ников»: ведь, заверяли их, «Пусси рай- от», как и они, тоже «против Путина». Ну всё – по Редьярду Киплингу, мы с вами одной крови. Поэтому на послед- нем «Марше миллионов» дружными колоннами шли либералы, коммуни- сты, националисты, защитники сек- суальных меньшинств и поклонники «Пусси райот» с большими воздушны- ми шарами, разрисованными под ма- ски «девочек». Вопреки мудрым пре- достережениям Ивана Андреевича, в одну телегу впрягли всех. Поехала она со скрипом, и никакая контрпропаган- дистская статья в правительственном издании не возымела такого эффекта, как сухая информация об этом карна- вале. Понимая настроения в обществе, кто-то в оппозиции наверняка хотел откреститься от «девочек», но теперь уже сделать это будет трудно. Оппози- ция и «Пусси райот» стали сиамскими близнецами. Пламенный оратор Сер- гей Удальцов, конечно, может зажигать единомышленников речами на тему прошлогоднего снега, говоря о нелеги- тимности парламентских и президент- ских выборов. Но его не поймут, если он не выступит и в защиту участниц «панк-молебна». В оппозиционной ту- совке исполнение реверансов в сторо- ну «пуссионерок» стало обязательным ритуалом. Собственно, на этом «политическая со- ставляющая» хулиганской акции «Пус- си райот» угасла. Вместе с ней померк- ла в глазах «быдла», как именуют своих сограждан «белоленточники», и сама оппозиция. После этого либералы ре- шили наступать с другого фланга: сде- лать так, чтобы при упоминании сло- ва «культура» мы хватались за плака- ты «Свободу девочкам!». Их нам были готовы раздавать в любом количестве. Промашка вышла: поскольку оппо- зиционеры твёрдо уверены, что им не повезло с народом, населяющим стра- ну, они избрали самый высокомерный тон разговора. Чего мудрить, всё рав- но холопы! «Простым людям» указа- ли их место, втолковав: они ничего не смыслят в высоком искусстве – теперь в России оно именуется «арт». Это под- вигло президента Германской акаде- мии искусств Клауса Штэка объявить, что «угроза для искусства и его авторов возрастает». «Они занимаются искус- ством, а не шоу-бизнесом», – сталкива- ет лбами «попсу», выступающую «под фанеру», с великими теперь на Западе «Пусси райот» корреспондент фран- цузской «Либерасьон». «Мы понима- ем, что музыка является мощным ору- жием, способным преодолеть языко- вые и культурные барьеры», – согла- шается с ним журналист итальянского «Эспрессо». Правда, им ещё предсто- ит много над собой работать, но это – дело поправимое. «С чисто эстети- ческой точки зрения, обидно, что му- зыка, за которую «Пусси райот» ока- зались в тюрьме, такая старомодная, – замечает музыкальный критик аме- риканской «Лос-Анджелес таймс». – Девушки не посылают свои месседжи ни через напористый дабстеп, покры- тый глянцем европопа, ни через крас- норечивый рэп». Да и бас-гитарист из группы «Кисс» Джин Симмонс назвал их «симпатичными девушками», одна- ко посетовав: «Но как группа они ниче- го из себя не представляют». Впрочем, он поддерживает право «Пусси рай- от» «делать всё, что они хотят» – в Рос- сии, естественно. В сухом остатке пред- ложенный западной аудитории катего- ричный вывод: в России судили извест- ных музыкантов, власть невзлюбила их творчество. Потому что не услы- шала дабстепа и не увидела глянца ев- ропопа, конечно. Приятно, что за пределами России в шабаше «Пусси райот» обнаружили как искусство, так и музыку. В нашей стране, согласимся, столь тонких цени- телей куда меньше, не доросли. Поэто- му большинству из нас следует обяза- тельно законспектировать положения статьи журналиста «Огонька» Дми- трия Губина. Чтобы сэкономить время читателей, процитирую несколько его мыслей, изложенных в виде аксиом: …Современный русский умственным трудом зарабатывающий на хлеб чело- век дико, чудовищно отстал от мирово- го художественного процесса. …Невероятная непросвещённость в от- ношении современного искусства, ком- плиментарно называемая «консерва- тивностью», – это то, что отличает Рос- сию сегодня от Европы. …Очевидно, что акцию Pussy Riot ис- кусствоммало кто считает. Такие, как я, – исключение. Так происходит, на мой взгляд, потому, что русская цивилиза- ция, в силу своей несостоявшейся хри- стианизации и, безусловно, автокра- тичности (всем правит отец, он же хо- зяин земли русской, а подданные суть собственность его), – цивилизация от- ставшая. …Можно площадь Сан-Марко завалить мятыми газетами, с которыми вместе, шурша, будут взлетать тысячи голубей, – и это реально круто. Можно упако- вать в ткань или плёнку Новый Мост или Рейхстаг (ах, как жаль, что то же не проделано с Василием Блаженным! – прелесть современных арт-акций ещё и в их временности) – и это будет искус- ством. Можно рисовать по трафарету крыс с фотоаппаратом на цоколях зда- ний – и это даст старт стрит-арту. …В живописи – реализм, максимум импрессионизм, потому что импрес- сионисты ещё «понятны», то есть сю- жет различим, а вот уж дальше, начи- ная с Малевича-Кандинского, фови- стов и экспрессионистов, кубистов и уж тем более абстракционистов, – «маз- ня»: «так и дурак сможет». А «контем- пори арт» – искусство дебилов для де- билов. Там голый мужик лает, говном холст мажут, свинью режут. Это ж раз- ве искусство? Это – о нас с вами. Тупых и серых, да ещё аккурат к юбилею выставки про- изведений художников-авангардистов, которая открылась 1 декабря 1962 года в московскомМанеже. Её посетил глава С чисто эстетической точки зрения, обидно, что музыка, за которую «Пусси райот» оказались в тюрьме, такая старомодная, – замечает музыкальный критик американской «Лос-Анджелес таймс»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz