Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

46 культура E M O T I O N - O R C H E S T R A № 4 (178), 30 января – 5 февраля 2012 г. – Бандонеон появился у меня в 2007 году, и был первым ввезённым в Россию экземпляром. Это точная копия инстру- мента, принадлежавшего знаменитому Астору Пьяццолле – композитору, за- ставившему танго звучать по-другому. До того я играл на скрипке и баяне, и оба инструмента были для меня родными. Даже все тематические программы де- лятся на два отделения: одно – скрипич- ное, второе – баянное. Теперь добавил- ся ещё и бандонеон. Признаюсь, овла- деть им было отнюдь нелегко. Инстру- мент весьма и весьма специфический. По принципу звукоизвлечения он, ко- нечно, близок баяну. Рабочий диапазон звука – в районе трёх октав. Но клавиа- тура не похожа ни на что! Я неделю пы- тался найти хроматическую гамму! – Невероятно! – Вообще удивительно всё, что связано с принадлежащим сейчас мне «Альфре- дом Арнольдом». Путь его в Россию был неблизким и продлился около ста лет. Уругвай, Чили, Нью-Йорк, Санкт- Петербург... Когда созданный в начале прошлого века и исколесивший полмира бандонеон прибыл, наконец, в Москву, состояние его было плачевным. Ведь он изготовлен там, где другие температура и влажность. Сами понимаете, музы- кальный инструмент к климатическим перепадам очень чувствителен. Требо- валось переделывать практически все механические детали и узлы, которые не оказывают влияния на звук. Целая фа- брика по производству баянов и аккор- деонов «Юпитер» была поставлена с ног на голову, собрался консилиум старых мастеров. Пришлось изрядно повозить- ся, чтобы реанимировать инструмент. Более всего потрясли видавших виды специалистов материалы, из которых изготовлены «внутренности» бандонео- на. Некоторые смеялись, некоторые удивлялись, но ныне с такими техноло- гиями никто не знаком, они забыты. – Да и вообще, как мне кажется, инстру- мент не сильно-то распространённый… – В целом, да. На бандонеоне играл Пьяццолла, тем его прославив, но изна- чально всё-таки бандонеон изобрели для другого. Не удивляйтесь – как заме- ну органу. В середине XIX века этот не- большой инструмент, впервые появив- шийся в Германии, призван был обслу- живать католические мессы. Люди в ту пору много эмигрировали из Европы в страныЛатинской Америки, и далеко не везде, даже где уже стояли церкви, был орган. Бандонеон как раз мог органично восполнить музыкальную составляю- щую воскресной службы. Тот же самый Астор Пьяццолла, начиная своё обуче- ние игре на бандонеоне, начинал с ис- полнения хоралов Баха. – Бандонеон и танго – тождественные по- нятия для вас? – Я не останавливаюсь на том, чтобы играть музыку танго только на бандоне- оне и не играть на бандонеоне больше ничего. Три года назад я был первым, кто в России затеял проект электронно- го танго. Хорошо известна по всему миру французская группа «Gotan Project». Есть и ещё примеры. Сейчас та- кая стилистика вообще стала весьма по- пулярна. Почему бы и нет, тем более я – обладатель уникального инструмента, как нельзя лучше подходящего для по- добных целей. Так появилась програм- ма, где с применением средств элек- тронной музыки мы препарируем ста- рые советские танго-шлягеры. – Шаг удачный, на мой взгляд. Вам тесно- вато в камерных залах, хочется выйти к более широкой, массовой аудитории? – Понимаете, моя активная гастрольная жизнь началась в возрасте десяти лет, причём в Германии. Где я только не был! Всё детство мотался по разным странам. Астор Пьяццолла – композитор, заставивший танго звучать по- другому, начинал своё обучение игре на бандонеоне с исполнения хоралов Баха

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz