Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
26 Б Р Е Н Д общество № 38 (212), 10 – 16 сентября 2012 г. дорога, связавшая город с Грязями иОр- лом, ещё через 20 лет был построен пер- вый в России элеватор, действующий и поныне, бурно развивалась торговля. К 1917 году в Ельце насчитывалось свыше 900 лавок. В 1871 году открылась муж- ская гимназия (сейчас средняя школа № 1), в которой учились будущие писа- тели Бунин и Пришвин и служил буду- щий философРозанов, тогда учитель ге- ографии. В 1874 году появилась ещё одна гимна- зия – женская, в здании которой ныне размещается один из учебных корпусов университета и который в отличие от прочих университетских помещений вызывает неизменный интерес у гостей вуза. Более чем естественен он и для журналистов. А потому я в очередной раз выяснил, что бывшая женская гим- назия строилась богатым коммерсан- том Пошехоновым, владельцем первой железной дороги в Ельце. Проект был типовым, но, несмотря на это, здание, украшенное чугунным крыльцом и ко- ваной пожарной лестницей на второй этаж, остаётся весьма гармоничным и оригинальным. Впрочем, нужно отметить, что оно было предметом гордости и для елецких куп- цов. Там учились городские девушки из состоятельных семей, вызывавшие вполне понятный интерес у юных гим- назистов, и в том числе у Пришвина и Бунина. Последний признавался, что очень любил посещать балы в женской гимназии и с обожанием смотрел на очаровательных танцовщиц. Однако по-настоящему серьёзная, хотя и горькая любовь случилась позже. К Варваре Пащенко, увы, не испытывав- шей к бедному дворянину особых чувств. В итоге, прожив с молодым пи- сателем несколько лет в гражданском браке, юная дама утомилась и предпоч- ла будущему нобелевскому лауреату бу- дущего безвестного актёра. Но в начале девяностых автор «Лики» (пятой книги романа «Жизнь Арсеньева», в которой как раз и идёт речь об этой любви) вос- торженно писал в своих письмах о елец- ком городском парке, называвшемся в девятнадцатом веке Дворянским садом, в котором он с трепетом ожидал стат- ную близорукую девушку. Эту сцену не- трудно представить себе и сегодня. Со- хранились и парк, и аллеи, и даже дере- вья – свидетели счастливых встреч. И надо ли говорить, что сад Дворянский тоже был создан тщанием елецких куп- цов, как и Детский сад, появившийся при приюте для девочек и содержав- шийся на деньги купцов Калабиных. На средства купцов Валуйских построен Чёрнослободской, или Валуйский, мост. Они же финансировали сооружение по- жарной части с каланчой, служившей наблюдательным постом. Смотровая площадка существует и в наши дни. Как, впрочем, и другие строения, представ- ляющие собой не просто островки ста- рины (они есть и в Липецке, и в Вороне- же), а целые районы, архитектурными доминантами которых в своё время были храмы. Не знаю, правда ли это, но ельчане гово- рят, что всего двух церквей не хватило городу, чтобы стать губернским цен- тром. Более того, некоторые особенно патриотично настроенные горожане ут- верждают, что если бы не революция, ельчане довели бы количество храмов до требуемых тридцати трёх, и тогда не Липецк, а Елец стал бы административ- ным центром региона. Возможно, это было бы справедливее. Но история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения. Хотя не исключено, что и к счастью. Как знать, удалось бы губерн- скому Ельцу сохранить всё, что он имеет сегодня. В том числе и храмы. От одного из крупнейших в России Вознесенского собора до крошечной часовни, соору- жённой в память о ельчанах, погибших в сражениях с полчищами Тамерлана. Впрочем, храмы – это тема, достойная отдельного рассказа. . Виктор СТРАХОВ плетёная 9 тканая 9 сварная 9 просечно-вытяжная 9 нержавеющая 9 100 Бывшая женская гимназия строилась богатым коммерсантом Пошехоновым, владельцем первой железной дороги в Ельце. Проект был типовым, но, несмотря на это, здание, украшенное чугунным крыльцом и кованой пожарной лестницей на второй этаж, остаётся весьма гармоничным и оригинальным Часовня в память о ельчанах, погибших в сражениях с полчищами Тамерлана Фото Алексея БЕЛЫХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz