Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

43 культура П Р Е О Д О Л Е Н И Е жительное отношение к инвалидам за- ставляет их коротать дни в четырёх сте- нах. Катя не раз упоминала о том, что её подруги побаиваются гулять с ней — везде слепую надо держать за руку, быть более внимательным, чем обыч- но. От этого и подруг у Кати немного. Бывает, погуляют несколько раз с нею девушки, засмущаются и пропадают. Оказывается, нелегко принять, что есть люди не такие, как ты. Конечно, находятся инвалиды, кото- рые преодолевают свои страхи и выхо- дят в «большой мир». К примеру, в про- шлом году осенью проходил паралим- пийский велопробег от Липецка до Елисейских полей во Франции и обрат- но. В нём участвовали инвалиды со всей страны, в их числе слепой Нико- лай Орлов и слабовидящий Максим Филиппов. До этого Николай несколь- ко раз поднимался в горы — «воздух понюхать». Конечно, такая сила духа не взялась сама по себе. Ребята учились в специ- альной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Липецке. — Мы всеми силами стараемся подго- товить своих воспитанников к жизни, — говорит завуч Галина Ивановна Гор- бунова. —Видели бывыих, какими они были в первых классах: под партами на уроках сидели, прятались, убегали... А сейчас у каждого множество наград, множество побед. На столе в её каби- нете лежит огром- ная стопка грамот, подготовленная к очередной линей- ке, которая прохо- дит каждый втор- ник, чтобы раздать накопившиеся за неделю награды. Дети участвуют во всех международ- ных, всероссий- ских и областных конкурсах, кото- рые только воз- можны. В школе около 360 учени- ков и более 40 кружков. Учителя находят подход к каждому ребёнку. В школе меня окружила стайка детей. Они весело смеются и просят сфотографировать их для журнала. Одна девочка смело берёт меня за руку. — Я хочу играть на саксофоне, – гово- рит Настя Егорова. – Вот подрасту чуть-чуть… А пока что я играю на бая- не, аккордеоне, балалайке и немножеч- ко на фортепиано. Когда Настя играла для меня, её лицо освещала воодушевлённая улыбка. Трудно поверить, что она тотально сле- пая. Её слух просто поразителен. Не- смотря на отставание по общим пред- метам, к сердцу Насти был найден под- ход через музыку. Но такая школа ско- рее приятное исключение в нашей стране, чем общпринятое правило. Кате Живага в Ельце учиться было не- просто. В школу-интернат в Липецке девочку побоялись отдавать родители, да и сама Катя страшилась оказаться далеко от своей хорошо знакомой ком- наты. Не каждая музыкальная школа, да и не каждый учитель возьмётся обу- чать слепую девочку. Для неё пришлось всё объяснять по-особенному, «на пальцах», на слух. Но, несмотря на трудности, Катя закон- чила музыкальную школу и поступила в училище искусств имени Т. Н. Хрен- никова в своём родном Ельце. Экзаме- ны девушке сдавать не пришлось — учителя увидели, как она выступает в телепередаче, и пропустили вне кон- курса. Потом ей установили компьютер для дистанционного обучения — кста- ти, та же самая липецкая школа-интер- нат. Теперь Катя уже год отучилась в училище, параллельно дистанционно заканчивает последние классы школы и готовится к ЕГЭ. Сложность и всё от- личие от простых школьников только в том, что на все задания приходится пи- сать шрифтом Брайля. Это такой ре- льефно-точечный шрифт для слепых из шести точек, которые в различной комбинации выбиваются на бумаге. Однажды Катя показала мне, как она пишет и читает. Для этого у неё есть специальные плотные листы бумаги, ручка (что-то вроде вязального крюч- ка) и трафарет с небольшими прямо- угольниками. Каждая буква – внутри прямоугольника. Катя прокалывает дырочки одну за другой. —Смотри, вот так будет твоё имя, — го- ворит мне она, показывая листок. —А как же прочитать? Катя переворачивает лист. — Теперь надо проводить пальцами по бумаге справа налево. Но вообще я не люблю Брайля. Это очень долго: пока напишешь, пока прочитаешь. — Как ты училась до этого? — удивля- юсь я. — На слух. Сложнее всего было с мате- матикой и геометрией. У выпускников школы-интерната для слепых и слабовидящих три наиболее явных пути: музыка, медицина (обыч- но это массаж) и социальная работа с людьми с подобным недугом. КатяЖи- вага ещё с первых лет своей жизни вы- брала музыку. В её композициях собра- лась вся огромная сила любви к жизни, какую только можно передать звуками. — Вдохновение приходит внезапно, — рассказывает о своём творчестве Катя. — Бывает, некоторое время даже не играю на пианино. А потом сяду и кру- чусь на стуле быстро-быстро. Как буд- то это танец. И в голове начинает зву- чать музыка. Остаётся сесть за инстру- мент и записать на плеер мелодию. Чтобы добиться чего-то, нужно очень любить свою работу, своё дело… И упрямо идти к цели, несмотря ни на что. Надо всегда пытаться сделать то, что кажется невозможным. Себе по- стоянно говорю: буду лучшей! И ста- новлюсь ею. Как-то приснился сон, что мне дано увидеть то, что не дано остальным в этом мире... Я в это верю, надеюсь на это! . Алёна АЛЕКСЕЕВА, Олеся ДВОЙНИЧЕВА (фото) Екатерина ЖИВАГА: «Как-то приснился сон, что мне дано увидеть то, что не дано остальным в этом мире. . . Я в это верю, надеюсь на это!» № 36 (210), 27 августа – 2 сентября 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz