Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
14 главная тема В Ы С Ш А Я Ш К О Л А отнюдь не бесстрастные статданные. Это то, что происходило и происходит на наших глазах. Автор перспективно- го липецкого трактора ЛТЗ-145 Алек- сандр Сергеевич Дурманов рассказы- вал мне, что ещё в начале девяностых не мог найти молодых специалистов для работы в конструкторском бюро. Выпускники технических вузов готовы были идти куда угодно – в банковские клерки, в менеджеры по торговле какой-нибудь артели «Рога и копыта», в охранники, но не в конструкторы. И с тех пор, к сожалению, немногое из- менилось. По объёмам финансирова- ния научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Россия уступает не только США, но и любой из ведущих стран ЕС, а также Корее, Китаю и Индии. Отме- тим также, что по абсолютным затра- там на науку Россия сегодня примерно в 5 раз отстаёт от Германии, в 7 раз – от Японии и в 17,5 (а на некоторых на- правлениях и в 100 раз) – от США. При этом особенно сильно пострадали ис- следовательские структуры Россий- ской академии наук. Благодаря жарким междоусобным сражениям вузовских и академических учёных финансирова- ние РАН снизилось с 60,2 миллиарда рублей в 2009 году до 35,2 миллиарда рублей в 2011. Сэкономленные на академии миллиар- ды были направлены на развитие ву- зовской науки. Львиная доля досталась Московскому университету (около трёх миллиардов рублей) и Санкт- Петербургскому университету (свыше 800 миллионов). Однако дополнитель- ные бюджетные вливания не помогли ни одному российскому высшему учеб- ному заведениювойти в список ста луч- ших вузов планеты. И непонятно, что им мешает: то ли страна перестала рож- дать «быстрых разумом Невтонов», то ли на смелые прорывные работы и на этот раз не хватило денег. Не секрет, что, несмотря на финансо- вые «инъекции», общий бюджет двух ведущих столичных университетов России не идёт ни в какое сравнение с бюджетом «провинциального» Масса- чусетского технологического институ- та в США, который, имея в своём рас- поряжении 1,4 миллиарда долларов, многие годы остаётся одним из веду- щих научных центров мира. Как и со- седний, расположенный там же, где и MIT, в окрестностях Бостона, –Гар- вард. Как десятки других университе- тов, разбросанных практически по всем американским штатам. Беркли, Йель, Стэнфорд, Принстон… Каждый из них – своеобразная научная столица. И в этом нет ничего удиви- тельного. Ни в Европе, ни в США наука не делится на центральную и провин- циальную. Более того, небольшие го- рода нередко и становятся ведущими научными центрами. Может быть, и нам есть смысл присмотреться к запад- ному опыту? Университет: исследовательский центр или школа Словом, вопросы, с которыми я шел в Липецкий технический университет, явно не были ни парадными, ни даже нейтральными. Скорее, неприятными. Тем не менее проректор по научной ра- боте ЛГТУ Игорь Михайлович Воло- дин оставался неизменно корректным и доброжелательным. Доктор техниче- ских наук, профессор, ставший изобре- тателем ещё во времена СССР, он, не- смотря на многочисленные регалии, молод, спортивен, современен. Проблем не скрывает: да, это ненор- мально, что зарплата вузовского до- цента, получавшего в СССР 320 рублей в месяц и ещё очень приличные допла- ты за науку, опустилась сегодня до 16 тысяч рублей, выплачиваемых в рам- ках бюджетного финансирования. Но и не драматизирует: университетский преподаватель обязан быть не только хорошим учителем, но и исследовате- лем, способным браться за нестандарт- ные задачи и решать их. Есть ли тако- вые? Безусловно. Предприятия только тогда обращаются к учёным, когда их отнюдь не начинающие, а высококва- лифицированные опытные инженеры не готовы самостоятельно разобраться в проблеме. Безусловно, такая работа – не самый № 4 (178), 30 января – 5 февраля 2012 г. Университет должен быть сообществом профессоров и студентов, которые заняты совместным поиском будущего Игорь ВОЛОДИН: Университетский преподаватель обязан быть не только хорошим учителем, но и исследователем, способным браться за нестандартные задачи и решать их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz