Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
45 культура Ф Е С Т И В А Л Ь хожа на ту, которую мы знаем и при- выкли слышать. Это был инструмент, выточенный по старинным традициям музыкальных дел мастером Сергеем Ивановичем Плотниковым. Девять лет назад жена Сергея Инна Шатиленя подарила ему детскуюкниж- ку «Народные музыкальные инстру- менты». Сергей загорелся: надо бы воз- родить забытые дудки да гусли. Так Плотников стал народным Страдивари и, соорудив большое количество древ- них музыкальных инструментов, соз- дал в родном Воронеже «Музей забы- той музыки», расположившийся в го- родском Дворце культуры. Сергей Иванович часто проводит ма- стер-классы, раскрывает тонкости на- родного исполнения. Ина ярмарке зри- телям скучать не давал. То на кугиклах играл, то на сопелочке, а потом взял ко- лёсную лиру да и затянул протяжную лирическую. – Колёсная лира, или попросту рыля – инструмент, можно сказать, высшего общества, – рассказывает Сергей Ива- нович. – Вот другие инструменты про- ходят путь усовершенствования от простого, народного до классического, академического. А с рылей всё наобо- рот случилось. В X веке один француз- ский аббат придумал органиструм – инструмент для сопровождения песно- пений в католических храмах. Бродя- чие музыканты взяли его на вооружение. А на Руси он появился в XVII веке и, скорей всего, вначале рас- пространился в крепостных театрах. А когда отменили крепостное право, лир- ники стали ходить по деревням и горо- дам, петь душевные, жалостливые пес- ни и зарабатывать на хлеб. Очевидцы мне рассказывали, что у нас в Семилу- ковском районе на хуторе Берёзовка и в Орловской области даже после Вели- кой Отечественной войны встречали лирников. Собирали они десятки слу- шателей. Потом инструмент забыли. А сейчас он вновь в строю, колёснуюлиру используют многие фольклорные ан- самбли. На лирника Сергей Плотников очень похож. Он будто из былины явился: в русской льняной рубахе с вышивкой, на ногах – поршни с колокольчиками. – Народные инструменты чем хороши? – говорит Сергей Иванович. – Не нуж- но тратить годы на их освоение. Взял в руки – и заиграл. Любому покажу, и он через пять минут будет со мной играть. И Сергей Иванович предложил мне на калюке подудеть. – Это самый простой и самый древний духовой инструмент, высота звука ме- няется за счёт силы потока воздуха, – говорит. – На нём ещё первобытные люди играли. А уж мы-то и подавно сможем! Но у меня с калюкой как-то не залади- лось. А Сергей Иванович так запросто играл и меня подзадоривал. Но даже чтобы в простую деревянную дудку дуть и то тренировка нужна. –А это сопелочка, – показывает другую трубочку мастер, – народная флейта. Вот жалейка – это язычковый духовой, пищик у него делается из камышинки, вставляем пищик в язычок – получаем пищалку, вставляем всё это в деревян- ную трубочку – понижаем звук, встав- ляем в рог – звук становится сильным и звонким. Значимую группу среди народных ин- струментов занимает ритмическая группа. Это всевозможные колотушки, трещотки. – Наиболее древняя трещотка найдена при раскопках в Нижнем Новгороде, – рассказывает Сергей Иванович. – Новгородцы их использовали при- мерно в X-XIV веках. А трещотка юж- норусская – самая распространённая, и до сих пор редко какой народный ан- самбль без неё обходится. Инструмент этот обрядовый, говорят, в Украине и Белоруссии его по сей день используют на свадьбах. Поговаривают, будто его звук отгоняет нечистую силу от моло- дожёнов. А вообще на Руси вместо ба- рабанов использовали всё, что под руку попадётся – косы, пилы, печные за- слонки. Мама мне рассказывала, что «Камаринскую» они под заслонки от- бивали. Живительные родники искусства Перед открытием фестиваля у святого родника, что течёт у храма иконы Бо- жиейМатери «Живоносный источник» Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, священники отслужили молебен. Ансамбль, надо сказать, получился замечательный Колёсная лира, или попросту рыля № 32 (206), 30 июля – 5 августа 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz