Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
43 культура Ф Е С Т И В А Л Ь ской игрушки. Но мастерица рассказа- ла об исконно курской традиции изго- товления из глины маленьких свисту- лекспривязаннымикнимбубенчиками (обязательная деталь) – курского соло- вья. И показала как из свистульки нуж- но выдувать незатейливые мелодии. Соседка Надежды Владимировны по ярмарке – тоже курянка. Анна Викто- ровна Шемраева делает украшения из бисера, кожи и самоцветов. Мне понра- вился медальон из бордовой кожи, об- рамляющей розовый с серыми про- жилками родонит. – Это камень художников, творческих людей, – говорит Анна Викторовна. – Розовый цвет раскрывает способности, а серый – от нехороших мыслей охра- няет. «Родон» в переводе с греческого озна- чает «роза». Зовут родонит и «камнем зари». Восхищаясь нежно-розовыми, рассветными, малиновыми, насыщен- ными розово-вишнёвыми красками родонита, люди дарили ему названия столь же прекрасные, как и он сам. На Руси этот камень называли «рубино- вым шпатом» или «баканом» (старин- ное название багряной краски). Так с лёгкой руки курской умелицы её медальон с родонитом перекочевал в мою шкатулку. Кукла с лапоточками Вера Андреевна Живанович – извест- ная липецкая мастерица – привезла в «Город мастеров» свои великолепные куклы. Самое важное – их одеяние. Как правило, это этнографические костю- мы, характерные для той или иной местности. – Я сегодня приехала в Задонск и сдела- ла новую куклу, – рассказывает Вера Андреевна. – Заготовка уже была, до- шила костюм, а у мастерицыиз Суздаля купила вот такие чудесные лапоточки. С ними образ стал более цельным. Те- перь эта кукла моя любимица. Ткань для кукольных костюмов Вера Живанович берёт из своих запасов: кое-что досталось от родственников, но большая часть – мамино наследство, целый сундук добра. Любовь к кукольному ремеслу Вера Андреевна пронесла через всю свою жизнь. Долгое время изучала традиции изготовления кукол-оберегов. В стари- ну они «прописывались» в каждом де- ревенском доме. Без них ни обряд со- вершить, ни ребёнка рассмешить. Вплотную этим ремеслом Вера Жива- нович занялась только год назад. В её работах соединились аутентичная тех- ника и неповторимый, ярко выражен- ный авторский стиль. – За год у меня «родилось» пятьдесят кукол, – говорит мастер. –Ни много, но и ни мало, ведь сотворить куклу – это большая работа. Нужно всё выкроить, каждую мелочь костюма продумать. Недавно работы липецкой кукольницы высоко оценили на фестивале в Мо- скве. Полюбились они и французам, и испанцам – и в их странах побывала коллекция Веры Андреевна. Тамбовский крест В тамбовской губернии возродили уни- кальную старинную традицию выши- вания крестом. Она была утрачена, но благодаря стараниям мастера Татьяны Валерьевны Дроновой и других умель- цев-тамбовчан обрела вторую жизнь. – Тамбовский крест – технология уни- кальная. Рисунок вышивки древний, он сложился задолго до монгольского на- шествия, – рассказывает Татьяна Вале- рьевна. – Цветовая гамма тоже нео- бычная: белое с чёрным и редкие золо- тые или серебряные нити, если основ- ной цвет красный, то он сочетается с кремовым, зеленоватым или бордово- голубым. В орнаментах тамбовской вышивки в основном используется ква- драт. Главная особенность тамбовского кре- ста в том, что в вышитом полотенце или скатерти невозможно найти изнанку. Секрет в том, что два крестика, следую- щих друг за другом, выполняются со- вершенно по-разному. И вышивка по- лучается двухсторонняя. Такой шов – Оберег-неразлучник Вера Андреевна Живанович – известная липецкая мастерица кукол Благодаря стараниям мастера Татьяны Валерьевны Дроновой и других умельцев-тамбовчан вышивка крестом обрела вторую жизнь № 32 (206), 30 июля – 5 августа 2012 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz