Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь В подготовке материалов использован сборник «События и даты липецкого края» на 2012 год и автореферат О.Е. Глаголевой 29 июля 2 августа 1932 год. Со 2 августа по 30 сентября Андрей Белый жил в Лебедяни. О пребывании его в нашем крае свидетельствуют письма, автобиогра- фические заметки. В частности, он писал Р.В. Иванову-Разумнику: «В Лебедяни мне ужасно нравится; ведь – родные места: в 80-ти верстах Ефремов, а наша Красивая Меча тут где-то близко впадает в Дон…» И далее: «Вспоминаю эпоху «Симфоний»: те же поля, то же небо; тот же родной мне воздух. С 1908 года не бывал в этих местах» . Позже Белый делится своими лебедянскими впечатлениями: «Мы с Клавдией Николаевной заканчиваем наш воистину «медовый» месяц в Лебедяни, – «медовый», потому что «медовая» жизнь, «медовый» воздух (есть и «мёд», но больше «творогу», который уничтожаю в огромном количе- стве, и мог бы назвать наш месяц «творожным») . 1792 год. Степан Дмитриевич Нечаев родился в имении Поли- бино (ныне Данковского района Липецкой области). Родители дали сыну хорошее домашнее образование, что позволило ему, не проходя курса, получить атте- стат Московского университета. Степан Нечаев получил место в Государственной коллегии иностранных дел. Когда на- чалась война 1812 года, Нечаев занимался формированием ополчения в Арзамасе. В 1817 году Степан Дмитриевич переехал в Тулу и стал директором училищ Тульской губернии. «Будучи ревностным любителем наук и просвещения», С. Д. Нечаев начал развивать сеть учебных заведений. Главной своей целью он сделал распространение просвещения среди простого народа. Выступая против сословной системы об- разования, Нечаев горячо пропагандировал систему взаимного обучения, созданную английскими учителями Дж. Ланкастером и А. Беллом. По этой системе учитель обучал десять учеников, каждый из которых сразу же приступал к обучению ещё десяти уче- ников, обучавших в свою очередь по десять новых учеников, и так далее. Таким образом, в течение короткого времени простейшие навыки письма, чтения и счёта могло полу- чить значительное количество людей. В аттестате, выданном Нечаеву Московским университетом в 1823 году, говорилось: «Сверх многих значительных пожертвований с 1822 года предоставил он в пользу Туль- ской гимназии всё своё штатное жалованье, кроме того, деятельностью его и попечением открыты в городах Новосиле, Ефремове и Белеве училища, заведены в городе Туле пансионы и основано при Тульской гимна- зии воспитательное заведение, введена в приготовительные школы в Туле ланкасте- рова метода, на каковой предмет собрано стараниями его более пяти тысяч рублей, приумножены библиотеки и минеральный кабинет гимназии, перестроены оба гимназические корпуса». События 14 декабря 1825 года резко изменили отношение начальства к народному про- свещению. Ещё в 1818 году С. Д. Нечаев вступил в «Союз Благоденствия». Он был активным членом дека- бристского общества. Патриотически настроенное дворянство высоко чтило память русских воинов, добывших славу Отечеству на Куликовом поле. По инициа- тиве и при горячей поддержке Нечаева был поставлен вопрос о создании на Куликовом поле памятника. Нечаев ратовал за то, чтобы памятник поставили именно на месте сраже- ния, готов был пожертвовать для этого часть своей земли, принимал участие в изучении Куликовской битвы, вёл переписку с извест- ными архитекторами о проекте памятника. Ему принадлежат несколько статей об этом сражении. Найденные на Куликовом поле старинные бердыши, мечи, копья, нательные кресты Нечаев бережно хранил в своём имении, где создал первый музей археологи- ческих находок с поля Куликова. Оставив Тульскую губернию, С. Д. Нечаев в 1824 году определился в канцелярию московского губернатора. В столице он про- должил свою многолетнюю и плодотворную работу по оказанию помощи беднейшим слоям населения. Он принял участие в устройстве дома трудолюбия, глазной боль- ницы, работал в комитете для рассмотрения подаваемых на высочайшее имя прошений. Умер Степан Дмитриевич 5 сентября 1860 года. Имя его на долгие годы было забыто потомками. Не вспоминали его ни в связи с юбилеями Куликовской битвы, ни в связи с декабристским движением. И уж тем более мало кто знал о его роли в развитии народного образования. Настала пора отдать должное этому человеку, так много сделавшему в своей жизни для просвещения простого народа. Народные училища дворянина Нечаева К 220-летию Степана Дмитриевича Нечаева Медово-творожный месяц в Лебедяни провёл 80 лет тому назад Андрей Белый 5 августа (вс.) – Неделя 9-я по Пя- тидесятнице. В это 9-е воскресенье (Неделя) после Святой Троицы во всех храмах на Литургии читается Евангелие от Матфея (Мф. 14, 22-34), в котором рассказывается, как Иисус Христос ещё при Своей земной жизни ходил по волнам моря, спасая Своих учеников, просящих Его, – от по- топления. Нужно всем нам с «верою и упова- нием взывать к Спасителю в бедах, скорбях, во грехах: Господь, спаси меня, – и непре- менно спасёшься. На то ведь и Спаситель, чтобы спасать нас, грешных» – делает вывод святой праведный Иоанн Кронштадский в своём «Поучении в Неделю 9-ю по Пятиде- сятнице»: «О чём сегодня читано было Еван- гелие? О молитве Спасителя в уединении; о хождении Его по морю, как посуху; о страхе учеников Его при виде идущего по воде человека; о том, как ободрил их Спаситель; о спасении утопавшего живоначального Десницею; об исповедании учениками Ии- суса Христа Сыном Божиим (Мф. 14, 22-34). Вот все Евангелие, и все ясно и понятно! Теперь надо приложить из него, что можно: и должно, каждому из нас к себе. Ведь Евангелие написано для нашего назидания, утешения и спасения. И вот первое, что надо приложить к себе, это молитвы. Господь, по человечеству, часто молился в уединении, в ночное время. Молиться должно непременно и нам, во всякое время. Даже назидательно и утешительно в этом Евангелии то, что Иисус Христос, видя бедственное плавание учеников Своих, коих лодку среди моря били сильно волны, пошёл к ним на помощь и, как Творец и Господь моря, пошёл по хребту морскому, как по суше. Видя человека, идущего по морю, что казалось им невозможным, они сочли Его за призрак и от страха вскричали. Но Господь, шедший к ним на помощь, успокоил их, ска- зав, что это Он и что им бояться нечего. И на нас, братия, плавающих в житейском море, устремляются часто противные ветры ис- кушений и разных страстей – и мы, подобно апостолам, часто бедствуем. Не забудем же в часы искушений и бед, что Спаситель близ (Флп. 4, 5) нас и готов спасти нас, только бы мы с верою и искренним раскаянием во грехах воззвали к Нему о спасении. Пётр только начал утопать и тотчас воззвал о спасении: Господь, спаси меня! А многие из нас совсем тонут во грехах, а ко Спасителю не притекают и не говорят: Господи, спаси меня. А как близок ко всем нам Спаситель- то! Только воззри ты к Нему, брат, сердечны- ми очами с верою, упованием, что вот Он тут именно пред тобою, и спасёт тебя, если толь- ко действительно хочешь спасения, – спасёт, непременно спасёт; сам увидишь, как спасет, – увидишь, разумеется, сердечными очами. Вот поучись же, брат или сестра, у апостола Петра, с такою же, как он, верою и уповани- ем взывать к Спасителю в бедах, скорбях, во грехах: Господь, спаси меня, – и непременно спасёшься. На то ведь и Спаситель, чтобы спасать нас грешных. А как спасёт тебя, тогда и ты скажешь: да, истинно Ты Сын Божий, и поклонишься Ему с любовью. Аминь». Составитель Игорь Сорокин № 31 (205), 23 – 29 июля 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz