Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

33 № 30 (204), 16 – 22 июля 2012 г. ствие процессов, вызванных распадом большой страны. То, что мы сегодня видим, главным об- разом: воплотившаяся в жизнь поздне- советская иллюзия о том, какой должна быть жизнь на Западе. Да вот такой: не ограниченной никакой моралью, обще- принятыми традициями, а то – и зако- нодательством. Купание в ваннах с шампанским, никаких запретов – в об- щем, полная разлюли-малина, о кото- рой перед распадомСССРмечталимно- гие, думая, что это и есть подлинная жизнь в западном «демократическом обществе». Вот они и принялись стро- ить своё бытие согласно своим пред- ставлениям. В советские времена капи- талиста рисовали как циничного и без- жалостного дельца – такими многие наши сограждане, которыми восторга- ются журналисты, и стали. Ведь тогда в кухонных беседах уверяли друг друга: на Западе можно всё, там тебе и стрип- тиз, и публичные дома, и порнография, во как здорово! Представляли, что «там» жрут жизнь столовыми ложками, как говорят, и эту свою мечту сегодня реализуют, после развала СССР всё это в нашей стране и «попёрло». Одновременно надо признать, что рос- сийская индустрия гедонизма развива- ется по законам западного жанра. Дей- ствительно, ведь героями средств мас- совой информации в «самых демокра- тичных государствах мира» становятся люди шоу-бизнеса: политики, актёры, певцы и спортсмены. Так выглядит за- падная матрица, перенесённая на нашу российскую почву. Другое дело, что, кроме этого, в той же Америке суще- ствует очень мощный пласт патриоти- ческой пропаганды, направленной на воспитание молодёжи. Ну а мы эту часть тамошней жизни решили у них не брать. Осознанным или неосознанным был подобный выбор нашей элиты – ска- зать трудно. Понятно ведь, что статус героя всегда обязывает. Так что от па- триотической составляющей отказа- лись – сделали вид, будто её там и нет, и заимствовали «необязательную часть». То есть все слагаемые разнузданного, свинского состояния человека. В этой мутной воде легче ловить рыбку и де- лать свои дела. Проблема современной России в следу- ющем: и от советского прошлого, и от западной модели общества мы взяли в «новую Россию» только самое плохое. Отечественные заимствования: разду- вание бюрократии, массу проблем си- стемного управления. У Запада одол- жили ту часть жизни, где свобода ничем не ограничена, и она разрушает челове- ка и общество. – Значит, сложить образ нынешнего рос- сийского героя, эдакого Данко, который поведёт за собой людей к светлому буду- щему, очень трудно. Ну а власть имеет какое-то представление на этот счёт? – Нынешней моделью никакие данко и никакие герои не предусмотрены. По- тому что она возводит в абсолют мате- риальный фактор, выгоду, барыш, на- живу – как вам больше нравится. Вы- рывать же своё сердце, чтобы осветить путь к счастью, – дело неприбыльное, жертвовать собой никогда выгодно не бывает. В дореволюционной России, общество которой базировалось на православии и связанной с ним идеоло- гии, образ самопожертвования, зало- женный в основыхристианства, так или иначе, культивировался. Что, думаю, помогало решать многие проблемы. Например, в ходе отражения многочис- ленных интервенций или освоения дальних территорий империи. Совет- ская модель, бесспорно, заимствовала из этого опыта очень много, убрав из него религию. Я лично считаю, что та- кая «религия без Бога» была в россий- ских условиях обречена на не слишком долгую жизнь и стала как раз одной из причин мировоззренческого кризиса. Но в любом случае при этом принцип самопожертвования был одним из краеугольных камней советской идео- логии. Нынешняя матрица радикально отличается и от советской, и от досовет- ской, ни о каком самопожертвовании речи у нас никто не ведёт. Все разгово- ры – только о материальной выгоде. Она есть мерило всего. По сути, ничего подобного в таком откровенном и не- прикрытом виде ранее в истории Рос- сии никогда не было. Впрочем, если есть желание побеседо- вать о неких возвышенных идеалах – вам предложат стандартный либераль- ный набор: свобода-демократия-право голоса. Вот они стенки бассейна, в кото- ром мы должны бултыхаться. Продол- жу нехитрую аналогию: чтобы заду- маться о самопожертвовании, следует залезть на вышку, установленную над водой, и прыгать вниз. Но ведь никому не хочется… – Однако с высоких, очень высоких три- бун мы регулярно слышим громкие при- зывы к воспитанию патриотизма, готов- ности к героическим поступкам ради страны, разве нет? – Наше общество находится в состоя- нии внутреннего конфликта. Всё обще- ство, уточню: начиная от первых лиц государства и заканчивая, наверное, общество Т О Ч К А З Р Е Н И Я Сергей МИХЕЕВ: Надо признать, что российская индустрия гедонизма развивается по законам западного жанра. Действительно, ведь героями средств массовой информации в «самых демократичных государствах мира» становятся люди шоу-бизнеса Сергей МИХЕЕВ: Принцип самопожертвования был одним из краеугольных камней советской идеологии. Нынешняя матрица радикально отличается и от советской, и от досоветской, ни о каком самопожертвовании речи у нас никто не ведёт. Все разговоры – только о материальной выгоде. Она есть мерило всего. По сути, ничего подобного в таком откровенном и неприкрытом виде ранее в истории России никогда не было kinopoisk.ru fortraider.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz