Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

46 год истории П А М Я Т И З Е М Л Я К А рена художником. Но действитель- ность, изображённая с беззлобным, ироничным комизмом, была прониза- на истинным гуманизмом. Интересны автопортреты художника. Он не боялся иронии, в том числе и над собой. Зрители, пристально всмотрев- шись в его лицо, видели абсолютную независимость, внутреннюю свободу художника. Вот он своей белозубой улыбкой и «эзоповой» надписью с биб- лейскими словами «Мене текел фарес», на белом фоне карандашного автопор- трета, бросает очередной вызов гони- телям свободомыслия. Эта магическая фраза была обращена к Валтасару и трактовалась пророчеством гибели ве- личайшего Вавилонского царства. В 1975 году Василий Ситников покинул СССР. Жил в Австрии, затем в Соеди- нённыхШтатах – Нью-Йорке. Эмигра- ция, с «двумя варёными морковками и зубной щёткой в авоське», была вы- нужденным ходом художника, считав- шегося властями неблагонадёжным. Свою роль сыграли не его криминаль- ные наклонности, а абсолютная неза- висимость, личная свобода да мефи- стофельская насмешка над деятелями уходящей эпохи. Но, как говорят, нет худа без добра. У Ситникова, по его словам, появилась возможность «испытать самоизоля- цию, взвесить самого себя, определить себе цену, способность конкурировать с натренированными умельцами Евро- пы и Америки». Творческие замыслы продолжали успешно воплощаться. Связь с Родиной не прервалась и про- должалась в письмах: ярких, искрен- них, толковых и лишённых ханжества. Они, кстати, впоследствии легли в ос- нову книги Василия Яковлевича «Уро- ки», ставшей своеобразным наставле- нием по приобщению к искусству жи- вописи и откровенным завещанием ма- стера. «Глянь не в пределы тысяче- летий… в мильярды!.. Каково…? Пожа- луй, следует строить жизнь не так, как строят её «мудрецы»! А многие челове- ческие ценности стоит переоценить, и то, что казалось ненужным, – выйдет ценным, а то, что казалось ценным, – выйдет обманом, грёзами, блефом и мишурой!». Логические построения художника содержат глубокие мысли. Письма брату Самые важные страницы эпистолярно- го жанра адресованы родному брату НиколаюЯковлевичу, родившемуся че- тырьмя годами позднее. Кстати, он-то и стал первым учеником-заочником своего близкого родственника. «…Его многочисленные и подробнейшие письма продолжают служить мне руко- водством и поддержкой в непростом, увлекательном и таинственном искус- стве живописи. Работая над своими картинами, постоянно как бы смотрю на всё, что я делаю, его глазами, отме- чаю каждую фальшь или небрежность – самое непростительное и позорное, по его мнению, в искусстве», – вспоми- нал Николай Ситников. Монастыри Василий Ситников писал немыслимое количество раз, на двухметровых холстах. Синие купола, увенчанные православными крестами, горели золотыми звёздами. Под монастырской стеной пестрела простонародная толпа, олицетворяя бурное кипение советско-русской жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz