Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

45 год истории П А М Я Т И З Е М Л Я К А Василий сконструировал и изготовил в домашних условиях(!) «живые» копии кондора и акулы. Муляжи после натур- ных съёмок были сохранены в музее киностудии. А сконструированную и созданную им же действующую бай- дарку даже запатентовали. Предвоенный 1940 год запомнился мо- сковским знатокам живописи необыч- ными экспериментальными опытами в технике изображения: поверхность картины обрабатывалась сапожной щёткой и гуталином. Новатором-экс- периментатором был инициативный и вездесущий Василий Ситников. Учитель В 60-е, «оттепелевские», годы худож- ник Ситников был едва ли не един- ственным педагогом в столице, обучав- шим рисованию любого москвича, же- лающего приобщиться к великому ис- кусству. Множество людей в ту пору тянулось к незаурядному маэстро. Не в академическую мастерскую, которой у него не было, а в коммуналку на Лубян- ке. Некоторые из «пришельцев» были инакомыслящими и носили клеймо «изгоев общества», выгравированное властью, не терпящей возражений. А в лице Василия эти маргиналы обретали настоящего друга и житейского настав- ника. Ситников мог научить человека не только писать-рисовать, но и видеть, чувствовать, понимать, любить жизнь во всех её проявлениях и главное – пре- одолевать тяжёлые психологические комплексы. Собственная одержимость Ситникова была заразительна. «Он мог соблазнить к рисованию всех, кто хо- тел, и даже тех, кто не хотел», – вспоми- нал один из его учеников. Список его последователей, которым он дал путёв- ку в творческую жизнь, добившихся общественного признания, насчитыва- ет добрую сотню имён. Среди них: В. Яковлев, Ю. Ведерников, М. Стерлиго- ва, В. Вейсберг, В. Воробьёв… А по мне- нию самого наставника, звездой пер- вой величины под его крылом стал А. Харитонов. До встречи с художником- педагогом он был обыкновенным ма- ляром. Храмы и снег На живописных полотнах Василия Ситникова среди излюбленных объек- тов первенствовала православная ар- хитектура. Монастыри он писал не- мыслимое количество раз, на двухме- тровых холстах. Синие купола, увен- чанные православными крестами, горели золотыми звёздами. Под мона- стырской стеной пестрела простона- родная толпа, олицетворяя бурное ки- пение советско-русской жизни. На за- вершающем этапе работы Ситников любил накладывать многочисленные снежинки. Тонкой кистью он прорисо- вывал эти творения природы очень тщательно и кропотливо. При желании их даже можно пересчитать. Виртуозное владение техникой живо- писи позволяло Ситникову создавать всё, что не пожелает. Излюбленный приём мастера – работа почти сухой кистью по холсту или бумаге. Затем он вновь и вновь покрывал маслом по- верхность картин так, чтобы краски просвечивали одна сквозь другую. «Мене текел фарес» Многогранна была ижанровая палитра оригинального художника. Вот русские поля, уходящие в даль бескрайних про- сторов, просёлок, где понурая лоша- дёнка через силу тащит телегу, а на той телеге, задрав бороду к небу, лежит сам Васька и бренчит на балалайке. По- вседневная человеческая жизнь была порой довольно гротескно окарикату- Обложка книги В. Ситникова «Уроки»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz